Закрепили статус колонии: итоги 2019 года для портов Украины

По результатам 2019 года морские порты Украины увеличили объёмы перевалки грузов. Некоторые из них даже вышли на рекордные показатели грузооборота за весь период своего существования. В истории и причинах украинского портового чуда разбиралось издание Украина.ру
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Итоги 2019 года формально оказались весьма успешными для портовой отрасли Украины. Предприятия, которые украинское правительство в ближайшем будущем собирается пустить с молотка, увеличили объемы обработанных грузов в сравнении с прошлым годом на 18,4%. Объём перевалки грузов 13 действующих портов Украины впервые превысил 160 миллионов тонн.

Неэффективности вопреки

Раньше администрация морских портов Украины в лице своего руководителя Райвиса Вецкаганса постоянно заявляла о неэффективности государства как собственника стратегических предприятий морской транспортной отрасли. Однако теперь администрация сообщила о невиданных успехах всё еще государственных морских портов в прошедшем году.

Успехи руководства Вецкаганс сформулировал так:"Морские порты Украины третий год подряд демонстрируют увеличение перевалки. В этом году наши 13 портов достигли рекордной отметки за всю историю их существования — 160 млн тонн (для справки: показатель грузооборота украинских портов за 2018 год составил 135,2 млн тонн). Зафиксированы максимальные показатели перевалки зерновых грузов и руды. Контейнерные перевозки преодолели 10-летний максимум — 1 млн TEU. Сразу три порта — Южный, Николаев и Ольвия — вышли на максимальный объем перевалки с момента своего основания…" 

Озвученная Райвисом статистика по портам Николаева и Ольвии (бывший Октябрьск) звучит неожиданно и удивительно. Ведь ранее, по заявлениям того же Вецкаганса, порты считались убыточными, то есть существующими в основном за счет аренды и в первую очередь готовились к приватизации.

Битва за Одессу. Кто победит в войне между Зеленским и Трухановым, назначенной на 2020 год?В Одессе произошел пожар, в котором погибли люди. А спустя сутки Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски в мэрии Одессы, то есть офисе непотопляемого при бывшем президенте Украины Петре Порошенко мэра Одессы Геннадия Труханова. Похоже, при Зеленском за него взялись основательно
Лидеры портовой отрасли 2019 года по объёмам перевалки грузов распределились следующим образом: Южный вместе с результатом ТИС в 25,7 млн тонн — 53,9 млн тонн (+ 26,1%), Николаев — 33,4 млн тонн (+ 14,5%), Черноморск — 26,2 млн тонн (+ 21,4%), Одесса — 25,3 млн тонн (+ 16,8%).

Но если обратить более пристальное внимание на детали украинского экономического чуда, читателю станут ясны причины столь бурного роста грузооборота.

Украинское колониальное зерно

Лидирующую позицию в разрезе украинского импорта занимают хлебные грузы и растительное масло — это 37,7% от общего объема грузопотока в украинских портах. Перевалка зерновых по сравнению с 2018 годом выросла на 32% до 54,6 млн тонн.

Увеличение доли зернового экспорта объясняется двумя факторами.

Во-первых, Украина собрала рекордный за всю свою историю урожай зерновых 75,08 млн тонн зерна, что на 7,2% больше, чем в 2018 году (70,06  млн тонн). Средняя урожайность составила 49,1 центнеров с гектара, против 47,4 в 2018-м.

Во-вторых, помимо рекордной урожайности, ради увеличения посевных площадей зерновых были радикально сокращены посевы остальных культур, что вызвало кризис на внутреннем рынке. Украина впервые с окончания Великой отечественной войны оказалась неспособной обеспечить свое население овощами. Доходило до того, что на одесском «Привозе» за ведро картофеля просили 100 гривен, лук и морковь также оказались лидерами по стоимости на постсоветском пространстве. Помимо овощей пострадали виноградники. Около 500 га виноградников были выкорчеваны в 2019 году в Одесской области, 200 га выкорчеваны в Николаевской области. Высвободившиеся площади засеяли зерном.

Приключения донецкого угля в Одесском портуВокруг Одесского порта назревает новый скандал, на этот раз угольный. На Украине, испытывающей дефицит угля к началу отопительного сезона, в полный рост идет вывоз каменного угля из Одесского морского порта. В особенностях угольного бизнеса по-украински разбиралось издание Украина.ру
Изменение профиля посевных площадей с их ориентацией на экспорт повлекло увеличение импорта недостающих овощей. Так, в апреле 2019-го в два раза увеличились объемы импорта «борщевого набора». А за весь 2019 год было импортировано 152 тыс тонн овощей «борщевого набора», что дополнительно увеличило статистику грузооборота.

Тенденция по сокращению посевных площадей под внутренние нужды Украины носит долговременный характер и усугубится в 2020 году. Вследствие почти повсеместного переориентирования на обслуживание интересов экспортеров сельхозпроизводителя уже не интересует наличие внутреннего спроса на овощи. Ведь в отличие от овощей, зерно и семечки выкупаются экспортерами еще до созревания урожая. Негативную тенденцию ухудшает и то, что большинство земельных участков уже законтрактовано под экспортные поставки.

Таким образом, на Украине в сфере обеспечения продовольственной безопасности сложилась ситуация, ранее присущая только бывшим колониальным государствам Южной Америки и Азии: производство экспортного продукта происходит в ущерб интересам собственного населения.

Вместо бразильской руды

Второй по объему статьей украинского экспорта стала перевалка железнорудного концентрата в размере 37,3 млн тонн в год, что на 9 млн тонн больше, чем в 2018-м году. Росту украинского экспорта способствовал дефицит железной руды на мировых рынках из-за аварии на бразильской шахте Vale в начале прошлого года.

На фоне глобальной ситуации украинские компании нарастили добычу руды, закрыв нишу бразильцев на мировом рынке. Загрузка мощностей горно-обогатительных комбинатов с начала года составляла 89,2%. В текущем году из-за эпидемии коронавируса ожидается замедление общемировой экономики и снижение производства стали, крупнейшим производителем которой является Китай, что повлечёт падение экспорта украинского концентрата.

Метаморфозы белорусских мидий

Являясь абсолютным мировым лидером по разведанным запасам и уровню добычи железной руды, Украина также претендует на региональное лидерство по добыче угля. Несмотря на утрату части Донецкой и Луганских областей, в которых осталось большее количество угольных шахт, за последний год Украина сумела нарастить торговлю углем, добываемым на территории ДНР и ЛНР. Правда, под видом железорудного концентрата.

МВФ требует от Украины продать порты и железную дорогу - ПавливМеждународный валютный фонд огромное влияние и давление оказывает на экономический блок правительства, это безусловный факт, сказал украинский политический эксперт Михаил Павлив на пресс-конференции в Москве 24 октября
Этому немало способствовала транспортная политика соседей — республики Беларусь, которая в 2019 году в 3234 раза в сравнении с 2017 годом увеличила импорт угля на Украину. Следует учесть, что в самой республике нет своих месторождений, кроме бурого угля. Иного объяснения, кроме как экспорта угля из ЛДНР, для данной ситуации не существует.

Как в случае с белорусскими мидиями, Минск в очередной раз стал удобным транзитером запрещенных товаров, но уже для Украины. Впрочем, долго зарабатывать на политическом упрямстве киевских властей у Минска не получилось. С 1 октября Россия перекрыла коридор поставок энергетического угля через Беларусь на Украину. В среднем каждый месяц 2019 года из Белоруси на Украину поступало около 400 тыс. тонн каменного угля. Часть «белорусского» угля поступала на склады ТЭЦ, принадлежащих ДТЭК, а излишки, вызванные необходимостью навязанных закупок американского, южноафриканского и колумбийского угля, экспортировались через Южный, Одесский и Измаильский порты.

В организации угольного транзита засветилась компания «Портинвест Лоджистик», уже попадавшая в поле зрения СБУ с подобными схемами, когда формально поставляла железорудный концентрат в богатый железной рудой Алжир.

В сухом остатке

Если сравнить качественные характеристики показателей грузооборота морских портов Украины за 2018 и 2019 годы, то увеличение показателей экспорта произошло из-за двух причин: 1) изменения структуры украинской экономики в пользу экспортного аграрного производства и 2) удачно сложившейся для производителей сырья коньюнктуры металлургического рынка.

Таким образом, формальное увеличение украинского экспорта, произошедшее за счет ограбления собственного населения, свидетельствует о печальной вещи.  Что процесс деградации украинского государства из высокотехнологичного осколка экономики Советского Союза в аграрную державу, похоже, окончательно завершился.

Рекомендуем