Сетевая общественность начала сразу возмущаться, а совершенно зря — я, например, о реальности такого сценария говорю и пишу с 2016 года. Минские соглашения не предполагают никаких гарантий безопасности для населения Донбасса в составе Украины. Обычно говорят о законодательных гарантиях на уровне Конституции, но я напомню, что в 2010 году, при режиме значительно более мягком, Конституционный суд Украины своим решением отменил Конституцию Украины на основании её несоответствия Конституции Украины. Притом что вносить изменения в Конституцию может только Верховная Рада — даже референдум прямого действия не имеет. А суд взял и внёс. И никто ответственности за это преступление не понёс. Так что можете не сомневаться — на следующий день после получения контроля над границей найдется несколько сравнительно легитимных способов обнуления решений, навязанных в рамках Минска.
Причём Европа это «не заметит», как не замечала она геноцида сербов в Югославии. Конечно, Меркель надо урегулировать конфликт, но, если удастся его урегулировать так, чтобы Россия при этом не была в выигрыше, она будет только рада. Кстати, я как-то раз высказал мнение, что если фрау канцлерин действительно собиралась получить Нобелевскую премию мира, то она не знает, за что их дают. Я неправ. Отлично знает. Если бы установление мира на Донбассе закончилось бы резнёй, то у неё были бы вполне реальные шансы на нобелевку.
Россия в такой ситуации вмешаться не смогла бы, поскольку всё происходящее будет уже внутренним делом Украины, а Минские соглашения прекращают своё действие на следующий день после восстановления Украиной контроля над границей.
В общем, «формула Дацюка» выглядит вполне рабочей, но она, в конечном итоге, реализована так и не была. Почему?
Мне видится три причины, которые, по большому счёту, друг другу не противоречат.
Во-первых, реализация такого проекта потребовала бы полного единства «коалиции Майдана». Т.е. Порошенко должен был бы дойти до каждого условного «парасюка» и объяснить ему свой хитрый план.
Можно не сомневаться, что наиболее сильные его конкуренты, в первую очередь та же Юлия Тимошенко, на словах согласившись с этой стратегией, начали бы вставлять ему палки в колёса. Потому что им самим захотелось бы возглавить реализацию столь замечательного плана.
Ну а условным «парасюкам» хватило бы ума неоднократно предать этот план гласности, что вызвало бы недоумённые вопросы у партнёров. Потому что если зачистка произошла сама по себе, в, так сказать, стихийном порядке, Меркель была бы только рада. Но если бы всё это раскрылось, получилось бы неудобно.
Во-вторых, есть все основания полагать, что сама Россия вовсе не стремилась к реализации Минских соглашений в их первоначальной форме.
Возьмём простой пример. Вполне серьёзные российские аналитики (не те, что днюют и ночуют в телестудиях, а реально приближённые к центрам принятия решений) утверждают, что реализация Минских соглашений приведёт к федерализации Украины.
Разумеется, в самих Минских соглашениях нет норм, которые можно трактовать таким образом. Даже если предположить, что под «отдельными районами» имеются в виду «Донецкий народный отдельный район» и «Луганский народный отдельный район» (на самом деле такого предположить нельзя: «район» — термин, не допускающий расширительного толкования, — это административная единица Украины, а также ДНР и ЛНР), они всё равно остаются в составе соответствующих областей унитарной Украины. В результате получается не федеративная Украина, а две полуфедеративные области.
Однако случайностей никаких тут нет. Очевидно, что Россия была готова к тому, чтобы постоянно выдвигать всё новые и новые трактовки. Сначала вместо представителей ОРДЛО в Минском формате появляются представители ЛДНР (которые в соглашениях не упоминаются). Потом вместо самих ОРДЛО появляются ЛДНР. Потом права ОРДЛО распространяются на те районы областей, которые не «отдельные», — исключительно во имя эффективности управления… В результате лет за 10-15 лет Украина постепенно приходит к федерализации, второму государственному языку и запрету террористических организаций, запрещённых в России. Тут главное — начать выполнять соглашения, а дальше процесс пойдёт в нужном России направлении политико-дипломатическим путём.
Думается, Порошенко ещё в 2015 году угадал, к чему ведёт исполнение Минских соглашений, и притормозил его.
В-третьих, свою роль могла сыграть позиция США. Обама, конечно, заключение Минских соглашений одобрил. Но он же, скорее всего, и дал совет не торопиться с их исполнением. Скорее всего, он поймал Порошенко на ту же удочку, что до этого — европейцев.
Европа почему отказалась от того, чтобы гарантировать соглашения между Януковичем и оппозицией? Они поверили уверениям США, что в результате крупномасштабного кризиса на Украине удастся заставить вмешаться в него Россию и, поймав на нарушении суверенитета, принудить её капитулировать. В результате ЕС мог бы поучаствовать в разделе рынка не Украины (он вообще в результате уничтожался), а уже России. Порошенко было обещано нечто в том же роде — зачем что-то выполнять, если завтра экономика России будет разорвана в клочья и россияне сами всё отдадут, ещё и приплатят?
Сначала вроде бы всё пошло как задумано. Россия действительно вмешалась в украинский кризис и увязла в нём. И кризис 2014 года, когда курс рубля рухнул почти в два раза, давал Западу основания надеяться на успех, но… Получилось как получилось. Экономика не рухнула, Россия курс не изменила.
***
Собственно, интервью Дацюка ставит троеточие на этой концепции. По идее, он человек не того калибра, чтобы его сообщение оказало какое-то особое влияние на ход политического процесса. Однако первый шаг к окончательному обнулению такого плана сделан.