В общей системе финансового мониторинга незримо возникает СБУ: если раньше финансированием терроризма считалась передача денежных средств для осуществления терактов и/или создания террористических групп, то в случае принятия законопроекта к таковым можно будет отнести любую финансовую транзакцию.
Сейчас платеж в пользу фирмы, у которой опосредованным собственником выступал условный работник «министерства образования ДНР», может стать лишь поводом для маски-шоу, а вот нормы законопроекта формируют основание для вполне реального срока. Стало быть, цена вопроса для предпринимателей возрастет многократно.
Раньше они платили за разблокирование деятельности предприятия, а в будущем станут платить за личную свободу. Тем более что СБУ получает возможность формировать «проскрипционные списки» замешанных в терроризме юридических и физических лиц даже без возбуждения уголовных дел. И риск попасть в такой список появляется даже у компаний и физических лиц «имена/названия которых похожи на имена/названия потенциальных террористов и их пособников».
Серьезные новации ждут и судебные процедуры. Если сейчас правоохранители могут осуществить выемку вещей и документов без присутствия владельца лишь в случае реальной угрозы их уничтожения, то предлагаемый законопроект девальвирует понятие «реальной угрозы» до уровня «потенциальной» или «вероятной», то есть выемка документов и вещей может произойти без присутствия владельца, если следователь в результате оценочных суждений решит, что существует вероятность их уничтожения.
Учитывая, что любую вещь или документ, даже хранящийся в архиве Папы Римского, можно теоретически уничтожить, выходит, что выемка документов ночью в офисе рискует стать в нашей стране обыденным делом.
Принятие законопроекта в том виде, в котором он попал в парламент, вряд ли приведет к усилению инструментария по борьбе с терроризмом, зато может стать отправной точкой к исходу аудиторских и юридических компаний из страны, когда, формально предоставляя услуги в Украине, они будут оформлять контракты с клиентами на зарубежные структуры. Но это не самое страшное.
Существующий глоссарий конфликта на Донбассе предоставляет СБУ фактически ничем не ограниченное поле для интерпретаций и трактовок, когда каждый экономический субъект в Украине будет потенциально виновным. А чудовищные штрафы заставят финмониторинг банков не просто дуть на воду (что он и делает в настоящее время), а на пустое место, когда из 100 компаний на обслуживание будут приниматься десять, а кредитоваться одна.
Зато новое неформальное правительство в виде спецслужб создаст хорошо управляемую латиноамериканскую модель рентной экономики, только без инвестиций. И кормовая база ренты будет с каждым годом все жиже, а штрафы гуще.