- Виталий, хотелось бы узнать ваше мнение о, пожалуй, самых главных событиях последнего времени на Украине, речь идет об успешном разведения войск в Донбассе в районе Петровского и Золотого и подготовке саммита нормандской четверки. Как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше?
— К сожалению, ничем реальным, в смысле урегулирования конфликта в Донбассе, эти половинчатые политические шаги закончиться не могут. Мы стоим на пороге признания факта невозможности в сегодняшней политической конфигурации на Украине решить этот вопрос и осознания, что единственно возможным вариантом является замораживания конфликта.
На нормандском саммите нам предстоит увидеть политический «пинг-понг» между руководителями России и Украины перед двумя «благодарными» зрителями на предмет того, кто именно срывает минские договоренности, кто не в состоянии их исполнить.
В принципе, мне кажется, что Россию это устраивает, потому что такое развитие событий позволяет подвесить ситуацию до лучших времен, а пока проблематика присутствия НАТО на Украине и другие геополитические причины, приведшие к Донбасскому конфликту, тоже будут подвешены.
С точки зрения Зеленского, это тоже единственный возможный вариант выхода из политического тупика, поскольку выполнить минские договоренности он не может, вернее не имеет для этого ни сил, ни инструментов. Громадный рейтинг Зеленского не материализовывается во власть, которой у него по существу нет. Именно поэтому он до ужаса боится своих оппонентов из числа радикалов и прочих «патриотов-активистов».
Поэтому, кроме дежурных фраз, мы ничего конкретного на нормандском саммите не увидим.
- А насколько реальна ситуация, при которой Владимир Зеленский откажется от выполнения минских договоренностей вообще, о чем уже неоднократно заявляли различные украинские политики?
— Мне кажется, что Зеленскому было бы логично предложить некую свою формулу разрешения конфликта, условно говоря, свой вариант Минских соглашений, потому что Украина мучительно боится остаться с таким Донбассом, который при наличии особого статуса не понятно чей. У Зеленского логично опасаются, что регион в случае исполнения Минских соглашений в прописанном нынче варианте превратится в некий аналог российской Чечни 90-годов.
Тут нужно признать, что «Минск» можно было реализовать в 2014 году, пока его «не смочили» таким количеством крови, обстрелов, взаимного неприятия и обид. В сегодняшней ситуации исполнить все, что прописано в этих соглашения, невозможно, это из области фантастики. И у Зеленского это прекрасно понимают, поэтому ищут не компромисс, а приемлемый вариант замораживания ситуации.
Для президента будет несомненным успехом, если удастся хотя бы кардинально снизить интенсивность противостояния, условно говоря, чтобы погибало не 2-3 человека в неделю, а 1-2 в месяц.
- Наиболее горячая новость Украины — это земельная реформа. Днепропетровская область обладает достаточным сельскохозяйственным потенциалом, насколько этот вопрос волнует жителей региона?
— Принятие закона, дающего возможность продажи земли, нужно воспринимать как включение таймера обратного отсчета для нынешней политической власти. Когда произойдет взрыв, то монобольшинство «Слуги народа» разнесет на мелкие кусочки.
Даже опуская столь популярную на Украине лирику о «сакральности земли», можно точно сказать, что, учитывая украинский менталитет, наш вариант рынка должен был быть крайне тщательно и аккуратно проработанным. Нельзя вводить рынок земли в стране, где существует внесудебный вариант смены собственника (в том числе и земли). Криминальное изменение кадастровой принадлежности земли под прикрытием своих нотариусов — это обычное дело на Украине.
Если говорить прямо, то данный закон ведет к обезземеливанию украинских крестьян. При этом следует понимать, что только 15% крестьян желают избавиться от своих наделов. Но шансов продать свой пай по реальным рыночным ценам у них нулевой.
Следует обратить внимание на один очень показательный пункт в этом законе, он идет под номером 1.6, в котором говорится о том, что люди, имеющие акт постоянного землепользования, имеют право преимущественного выкупа у государства обрабатываемой земли. Никто не может объяснить, о чем этот пункт закона. Ведь может получиться так, что, для того чтобы продать свою землю, ее сначала придется выкупить у государства. А при таких разночтениях появляется прекрасная возможность для спекуляции и коррупции при скупке земель.
Я владею региональной и общегосударственной социологией по этому вопросу, так вот до 70% крестьян выступают категорически против этого закона. И даже не потому, что они не хотят продавать землю, просто они боятся быть обманутыми и не доверяют украинским политикам вообще.
Мне кажется, если власть будет продавливать данный закон, это обернется мощными протестными акциями и бунтами по всей стране.
- Виталий, обратимся теперь непосредственно к вашему региону. В последнее время большой интерес у самых разных политиков и бизнесменов вызывает реконструкция аэропорта Днепра, в частности, об этом заявлял Ярославский. Чем вызван такой неожиданный интерес?
— Это очень давняя проблема нашего города, которая имеет очень долгую судебную историю. Борьба за наш аэропорт началась еще в начале 2000 годов, и Игорь Коломойский связан с ней непосредственно. Тогда по какой-то причине здание аэропорта вместе со взлетной полосой (которая должна быть исключительно государственной) отдали Коломойскому. Последний не выполнил свои инвест-обязательства, и воздушная гавань осталась в плачевном состоянии. Во многом именно из-за этого Днепропетровск в 2012 году лишился права проводить матчи Евро-2012.
Коломойский монополист, и он выдавил все другие авиакомпании, как следствие, сегодня из аэропорта Днепра в день вылетают 3-4 рейса.
Очень долго решали вопрос, как обойти Коломойского и оживить авиаперевозки такого крупного города, как Днепр. Решили не бодаться с всесильным олигархом в судах, а просто рядом построить новый аэропорт и взлетную полосу и назвать это все реконструкцией. То есть впритык будут стоят два аэровокзала: один старый — Коломойского, другой новый — Ярославского.
Все это планируется сделать в том числе и за государственный счет. Даже заявлялось о выделении 3 миллиардов гривен для строительства новой взлетной полосы. Но кроме всего прочего строительство нового аэровокзального комплекса очень перспективный бизнес-проект, который может очень быстро окупиться, но в нем, как всегда, торчат уши Коломойского.