Для запуска рынка земли нужно провести через Раду закон об обороте земель сельхозназначения. Этот законопроект Кабмину было поручено подать еще до 1 марта 2019 года как раз законом о продлении моратория. Но этого сделано не было, хотя в Верховной Раде лежат четыре соответствующих законопроекта.
11 ноября президент объявил, что между первым и вторым чтением в действующий проект закона будут внесены правки, согласно которым право покупать и продавать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами.
«Иностранцы и компании, которые имеют среди основателей иностранцев, получат право покупать украинские земли только в случае, если на это будет дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме. Соответствующий пункт будет содержаться в законе», — сказал Зеленский.
Верховная Рада в ближайшее время разработает и примет закон по видам и механизмам референдума.
Также 11 ноября премьер-министр Алексей Гончарук посетил согласительный совет ВР и призвал народных избранников рассмотреть «земельные» законопроекты.
И вот, наконец, сегодня, 13 ноября, Рада рассматривает законопроекты о рынке с/х-земли, системе управления и дерегуляции в сфере земельных отношений, продаже участков гос- и коммунальной собственности или прав на них через электронные аукционы. Во втором чтении Рада рассмотрит законопроекты об использовании земель обороны и администрировании налогов на рынке земли.
Между тем, фермеры вышли на улицу в знак протеста. Они поддержаны парламентской оппозицией.
Единственный способ лишить проект голосов
Замдиректора Украинского института анализа и менеджмента политики Кирилл Молчанов отметил, что единственный путь, которым сейчас можно отстаивать национальные интересы Украины в контексте земельной реформы, — это акции протеста и позиция парламентского меньшинства. Чтобы это был реальный рынок земли с учтенными интересами малых и средних фермеров, а не «базар земли».
«Рынок земли должен был открыться с 1 января 2020 года, затем (премьер-министр Украины Алексей) Гончарук заговорил о 1 октября 2020 года. Сейчас уже говорят о неких предохранителях в виде украинских компаний (власть обдумывает механизм покупки участков земли сельхозназначения только украинскими компаниями. — Ред.). Власть пытается угодить обществу, которое не принимает доступ к рынку иностранцев. Думаю, ко второму чтению закон будет еще больше сглажен», — предполагает Молчанов.
Эксперт добавил, что свежие соцопросы показали: большинство украинцев против отмены моратория на продажу с/х-земель. А общественные замеры, видимо, оказывают влияние на решение власти. И пока что ни президент Украины Владимир Зеленский, ни Алексей Гончарук не горят желанием идти в клинч с общественным мнением, которое является категорически негативным.
«То есть они не хотят брать максимальную ответственность за непопулярные действия», — видит политолог.
К тому же неясно, найдутся ли голоса для принятия закона о рынке земли и какие настроения внутри правящей фракции «Слуга народа» касательно этой темы. Ее «слуги» обсудили на закрытом заседании политсилы.
Опасные пестициды от перекрасившихся «порохоботов»
Законопроект #2089 в контексте земельной реформы в Украине разрешает ввозить в страну незарегистрированные пестициды и гербициды. Если депутаты его примут, то черноземы и граждане подвергнутся химическим экспериментам.
Об этом предупреждает председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар.
В этом проекте закона исключается норма, при которой ввоз и применение незарегистрированных в Украине пестицидов возможно только в случае документального подтверждения их государственной регистрации в стране производства.
В прошлом созыве, напомнила Паламар, проект прошел профильный комитет и попал в Верховную Раду, но не был проголосован.
«Авторы этого проекта: Чайковский Иван Адамович — я думаю, что он просто не читал документ; Кучер Николай Иванович — он в прошлом созыве толкал этот законопроект; Билозир Лариса Николаевна — дочь Кучера, тоже, видимо, не читала законопроект. Устенко Алексей Олегович и Юрчишин Петр Васильевич — тоже, очевидно, не читали проект», — прокомментировала эксперт в области животноводства.
Интересно, что если Чайковский — самовыдвиженец и член «Аграрной партии», то Петр Кучер был членом фракции «Блока Петра Порошенко», а в этом году попал в парламент от партии «Слуга народа» президента Украины Владимира Зеленского. Петр Юрчишин также состоял во фракции БПП, а прошел в Раду как безпартийный самовыдвиженец. Лариса Билозир в 2015 году стала депутатом Винницкого облсовета от БПП. И только Алексей Устенко из «Слуги народа» ни в каких партиях ранее не состоял.
Под гнетом «Монсанто»
Аграриям грозит и другая мощная опасность. Стратегические сельскохозяйственные предприятия, институты, которые создают сорта пшениц и зерновых (к примеру, Национальная академия аграрных наук) уничтожаются транснациональными корпорациями — олигополиями и монополиями.
«Мы практически не используем наши сорта пшеницы, а покупаем ее у «Монсанто» (мировой лидер биотехнологии растений, производит ГМО-семена и сельзозкультуры, имеет завод в Украине) и у подобных компаний. Через несколько лет, когда уничтожат нашу науку, НИИ, когда госпредприятия пустят с молотка, «Монсанто», которое продает нам все зерно, завтра скажет: «По закону об интеллектуальной ответственности вы должны нам платить 30-50% от прибыли», — предвещает аналитик АПК.
Земля стоит столько, сколько стоит ее продукт
Экономист Андрей Вигиринский развеял миф о том, что при обороте сельхозземель на рынке их участки будут стоить во много раз дороже, чем сейчас, при аренде. Так, сказал эксперт, 1 га украинской земли генерирует $600-700 экспортной выручки. А, например, в Нидерландах 1 га земли дает $47 тыс. экспортной выручки.
По его словам, стоимость земли не всегда высчитывается исходя из баланса спроса и предложения. Если земля рассматривается как средство получения продукта в виде сырья, которое можно переработать и которое может включать в себя стоимость маркетинга, логистики, рекламы, международной торговли, то необходимо смотреть на показатели генерированного дохода.
«Либералы из Кабинета министров говорят, что рынок увеличит цену земли. Их аргумент очень несостоятельный. Стоимость увеличится в зависимости от того, какую прибыль она дает собственнику», — раскритиковал государственный подход аналитик.
Забота о мелких фермерах
Также Вигиринский, ссылаясь на доклады отечественных ученых (которые, в свою очередь, руководствовались в своих работах декларацией ООН 2018 года о правах крестьян, отметил, что основной целью земельных отношений в мире должно стать увеличение доли сельхозпроизводителей. Только маленьких и средних, а не крупных латифундий. Это станет центром жизненных интересов, источником не только заработка, а и дополнительной стоимости земли.
«Если толковать эту декларацию как обязательную для стран-участниц, то, открывая рынок для украинских компаний, учредителями которых в будущем могут стать иностранцы, мы идем вразрез с общемировой политикой», — сказал финэксперт.
И заметил: рабочие места в аграрной отрасли Украины дают отнюдь не отечественные агрокомплексы и не агркомпании с иностранным капиталом, имеющие возможность внедрять высокие технологии. А именно они вкупе с земельными банками делают их бизнес высокомаржинальным.
Продовольствие — стратегический вопрос
По его мнению, рынок с/х-земель должен быть утвержден. Вернее, должно быть узаконено право собственников земельных участков ими распоряжаться. Но вместе с тем цель распоряжения своей собственностью должна быть «центристской». Ведь на землю нужно смотреть как на средство производства продукта. Он дает экспортную выручку и обеспечивает национальную безопасность в части обеспечения продовольствия.
«Когда через 10-20 лет перед нами встанет проблема невозможности обеспечения страны сельхозпродукцией, то тогда все станут остро разговаривать о том, что рынок земли, в котором латифундии иностранного капитала приобрели в собственность наши сельхозземли, не получил планируемого эффекта», — считает экономист.
Следовательно, в смысле распределения национального богатства важно понимать, что целью государства должен быть такой рынок, где земля генерирует допресурс, который должен оставаться в Украине. Потому что налоги аграриев распределяются между всеми гражданами страны.
Он сказал — он сделает. Но нужна концепция
Примечательно, что Андрей Вигиринский убежден: если президент Владимир Зеленский пообещал референдум по рынку земли, он состоится. Аналитик считает, что во время голосования за любые проекты закона о рынке земли главе государства «об этом напомнят свои же депутаты «Слуги народа», которые весьма неоднородны и где сейчас проявляют себя левого направления люди, которые никогда не отдадут свои голоса за проект».
«Нормы, которые вытекают из обращения президента нужно либо готовить отдельно к первому чтению. Либо, условно говоря, пусть депутаты не обещают приходить к нему (президенту. — Ред.) между первым и вторым чтением. Нужно полное понимание концепции», — заключил эксперт.