Ее облили серной кислотой у подъезда ее дома в Херсоне 31 июля 2018 года. После нескольких перенесенных операций она скончалась 4 ноября того же года. Убийство требовали расследовать международные правозащитные организации, а временный поверенный в делах США Вильям Тейлор 4 ноября нынешнего года лично решил почтить ее память, подчеркнув, что она «отдала жизнь за Украину».
Отец убитой, Виктор Гандзюк, заявил, что подозревает в организации преступления троих: главу Херсонской облгосадминистрации Владислава Мангера, экс-губернатора Андрея Гордеева и его заместителя Евгения Рищука. На сегодняшний день ни один из подозреваемых не находится под стражей, а подозрение в совершении преступления было вручено только Мангеру. Эти чиновники были связаны с партиями «Батькивщина» и «Блок Петра Порошенко». Непосредственными исполнителями оказались «герои АТО»: Сергей Торбин, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский, Виктор Горбунов и Никита Грабчук. Они получили за убийство шесть с половиной, по четыре, три и шесть лет заключения соответственно. Сергей Торбин был членом «Правого сектора» и «Украинской добровольческой армии», а Владимиру Васяновичу, тоже ветерану АТО, деньги на протез собирала, собственно, убитая им Екатерина Гандзюк. Как говорит подозреваемый в организации преступления глава херсонской обладминистрации Владислав Мангер, убитая сотрудничала с СБУ, равно как и ее убийцы. Мангер считает причастным к ее убийству экс-начальника областного управления СБУ Данила Доценко.
«Всем фигурантам дела, которые напали на нее, она помогала. Торбину она помогала финансово, Васяновичу помогала собрать деньги на протез — по звонку господина Доценко. Все эти ребята находились в орбите Доценко, они без СБУ в туалет не ходили. Если бы Доценко был ни к чему и они узнали, что нужно нападать на Екатерину, — они доложили бы Доценко. Полиция в течение месяца их задержала. Тут же поднялся шум, что дело нужно передать СБУ. СБУ забирает ее, этих ребят не дают даже нормально допросить, вывозят на Киев и хоронят», — рассказал Мангер.
Накануне годовщины смерти Гандзюк ее отец также пригласил Владимира Зеленского на акцию ее памяти. «Уже 4 ноября проходит год без Кати — год громких обещаний, фальсификаций, утраченных возможностей, разочарований. Год, за который никто из организаторов и заказчиков не наказан», — написал Виктор Гандзюк. Он призвал президента показать, что он «на нашей стороне, а не с обнаглевшими региональными элитами».
СБУ на днях отрапортовала, что расследование этого дела является приоритетной задачей. «Служба безопасности Украины в ближайшее время продемонстрирует результат в расследовании пяти уголовных производств, связанных с делом убийства Екатерины Гандзюк», — заявил руководитель Главного следственного управления СБУ Богдан Тиводар.
Одно из этих дел возбуждено в отношении лиц, которые могут быть заказчиками, организаторами или пособниками преступления. Три уголовных производства расследуются по обстоятельствам, которые предшествовали нападению на Катерину Гандзюк, которая обвиняла руководство области в поджоге леса и хищении бюджетных средств. Пятое производство — о служебной халатности полицейских во время досудебного расследования нападения. Последнее из этих пяти дел является косвенным ударом по главе МВД Арсену Авакову, который, по мнению, друзей Екатерины Гандзюк, тоже причастен к саботажу расследования.
Ранее, на инвестиционном форуме в Мариуполе, 29 октября президент Зеленский уже торжественно обещал расследовать это дело. «Я верю, что расследование громких коррупционных дел, а также резонансных убийств — Павла Шеремета, Екатерины Гандзюк и других гражданских активистов будут надлежащим образом расследованы, а все виновные обязательно наказаны», — заявил Зеленский.
С конца прошлого года это дело активно раскручивал подконтрольный Авакову «Национальный корпус» и боевики «Азова», стараясь «утопить» рейтинг экс-президента Порошенко в ходе предвыборной кампании. Расследовать это дело обещал и экс-генеральный прокурор Юрий Луценко. В своих целях убийство Гандзюк использует и скрывающаяся в Лондоне экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева, сравнивая поджог своего дома с этим громким убийством.
Затем 27 сентября текущего года националисты организовали акцию протеста «Ночь на Банковой», требуя расследования нападений на «гражданских активистов», включая Гандзюк. В акции приняли активное участие группировка С14 во главе со своим лидером Евгением Карасем и экс-предводитель одесского «Правого сектора» (запрещен в РФ) Сергей Стерненко, сам обвиняемый в убийстве бойца ВСУ. На этой акции возникла, правда, небольшая стычка — к «гражданским активистам» присоседился один человек, развернувший плакат «Нападения праворадикалов тоже должны расследоваться!». Его постарались, как можно быстрее, убрать из группы «гражданских активистов».
Вечером 4 ноября на родине Гандзюк в Херсоне на практически пустой площади группа около 30 активистов развернули плакаты с вопросом к президенту: «Зеленский, когда убийцы Гандзюк будут за решеткой?», хотя непосредственные убийцы уже находятся за решеткой и речь идет об организаторах убийства.
Потребовали расследовать дело даже в Гонконге — в сообществе Free Hong Kong Center к акции присоединились украинские «грантоеды», участвующие в протестах в этом китайском городе.
В Харькове в акции возле здания Управления национальной полиции участвовали около 40 человек, которые принесли двухметровое символическое сердце с надписью «Год без Кати».
В Львове на акцию пришли около полусотни участников, которые под крики «Слава Украине» требовали покарать организаторов убийства. Один из участников заявил, что наказание виновных — принципиальный вопрос для неправительственных организаций, которым необходимо, чтобы их активисты могли действовать без опасений за свою жизнь. По словам участников, за последние годы было совершено около 70 нападений на активистов, а к таковым они причисляют только людей, занимающих «проукраинскую позицию». Все прочие нападения, в особенности на сторонников оппозиции, как мы видим, не заслуживают их внимания или считаются оправданными.
Еще в десяти городах Украины, включая Ивано-Франковск, Мариуполь, Черкассы, Ровно, Чернигов, на акции памяти вышли от пяти до двенадцати человек с плакатами. Организатором акций в большинстве городов было объединение «Национальный альянс», которое позиционирует себя «наследником ОУН» и занимается организацией тренировочных лагерей для детей и подростков, а также националистических фестивалей вроде «Бандерштат». На зарубежных акциях памяти, проходивших в том числе в Варшаве и Тель-Авиве, можно было увидеть от двух до четырех человек.
В Киеве специально под акцию памяти Гандзюк к Офису президента подтянули несколько сотен бойцов Национальной гвардии, подогнали десяток грузовиков, ожидая столкновений с праворадикалами. В итоге же на акцию пришли от сотни до 300 человек (по разным оценкам), которые зажгли фаеры и напомнили властям о необходимости найти организаторов убийства. Глава правления «грантоедского» Центра гражданских свобод Александра Матвийчук на акции предупредила президента Зеленского, что кредит доверия новым властям может исчезнуть, если кроме заявлений и обещаний не будет реальных результатов по данному делу. После этого, по ее словам, начнется «жесткая уничтожающая критика». Акцию посетили экс-министр здравоохранения Ульяна Супрун и радикальный националист Сергей Стерненко.
Зеленский не посетил акцию лично, не смотря на приглашение, отписавшись в Фейсбуке. «Год без Екатерины Гандзюк. Все заказчики будут найдены и наказаны. Обещаю», — написал Зеленский. Тем не менее, мать убитой не верит, что новая власть сможет полностью расследовать это дело. По ее словам, властям не до этого и они просто стараются «отмазаться». В июле отец убитой, Виктор Гандзюк, сообщал, что встречался с Зеленским и результат разговора показался ему обнадеживающим. Однако спустя месяц он констатировал, что встреча с Зеленским не дала никаких результатов.
Данное дело, в зависимости от того, как его повернуть, может ударить по Авакову, Порошенко, Тимошенко и генералам СБУ. В этом деле в противоборстве сошлись две силовые структуры (СБУ и МВД). Исходя из этого, можно предположить, что Владимир Зеленский будет и далее лишь обещать найти заказчиков. Если даже столь жестокое убийство активистки с «проукраинской позицией» власти Украины не могут должным образом расследовать, то перспективы расследования убийств украинских оппозиционных деятелей кажутся еще более туманными.