Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко объявил о том, что Киев, наконец, начал процесс отвода войск в расположенном на востоке страны городе Золотое, пишет британская газета The Independent.
Эта небольшая операция была представлена как попытка сократить потери в войне, которая уже унесла 13 тысяч жизней. Однако запланированный вывод войск столкнулся с сопротивлением с того самого момента, когда он был сначала согласован, а затем отложен на несколько недель из-за протестов со стороны вооруженных ветеранов.
Выполнение соглашения стало важным испытанием для власти президента Владимира Зеленского. Окончание войны на востоке Украины было главным обещанием г-на Зеленского в ходе его президентской кампании. После вступления в должность он начал реализовывать весьма энергичную, но и рискованную стратегию, направленную на выход из создавшегося тупика.
В надежде найти какое-то решение президент Украины в конце сентября согласился с упрощенной версией Минских соглашений. Так называемая формула Штайнмайера вызывает возражения у определенной части украинского общества, поскольку, по мнению ее противников, она заходит слишком далеко в предоставлении автономии и объявлении амнистии бывшим сепаратистским боевикам, поддерживаемым Россией.
Критики этой формулы, включая бывшего президента Порошенко, называют ее «капитуляцией». Его партия организовала уличные протесты, прокатившиеся по всей стране, и тысячи людей протестовали в столице.
Договоренность о выводе войск из Золотого и еще двух городов в Луганской области была достигнута 1 октября в рамках реализации формулы Штайнмайера.
Почти сразу несколько десятков солдат из украинского батальона «Азов» (запрещена в РФ. — Прим. редакции), пресловутой крайне правой военной структуры, приехали в Золотое для того, чтобы выразить свой протест против реализации мер «по укреплению доверия» на линии фронта. Они установили в городе импровизированные блокпосты и заявили о том, что сделают все возможное, чтобы не допустить отвода войск.
Г-н Зеленский вынужден был поехать в Золотое, чтобы лично пообщаться с солдатами. Сначала стороны обменялись шутливыми фразами. Затем последовал записанный местным телеканалом драматичный диалог, в ходе которого президент Украины сказал солдатам, что они принимают его за дурака.
«Ты не можешь предъявлять мне ультиматум, — сказал он. — Я президент страны. Мне 42 года. Я не лох. Я приехал сюда, чтобы сказать вам — оружие нужно отвести от линии фронта».
Затем появились сообщения о том, что подразделения украинской Национальной гвардии разоружили протестовавших солдат «Азова», и это можно считать прорывом, который, судя по всему, открывает путь к началу скоординированного отвода войск.
Однако Денис Янтарь, тот самый солдат из батальона «Азов», в адрес которого г-н Зеленский в конце прошлой недели адресовал гневные слова, считает, что протесты будут продолжаться.
В беседе с Independent он обвинил президента Украины в том, что он «слишком торопится» и «слишком быстро» принимает решения. «Зеленский говорит, что будет мир, однако мы не видим никаких оснований для оптимизма, — сказал он. — Здесь уже были прецеденты. Мы видели попытки отвода войск в 2014 и в 2015 годах. Все это потом приводило к бесполезному кровопролитию».
Война на Украине вспыхнула в начале 2014 года, спустя несколько недель после того, как президент Виктор Янукович бежал из страны. Боевые действия достигли своего пика в 2014 и в 2015 годах, после чего спорадические сражения происходили в таких горячих точках, как Золотое. Значительные территории Луганской и Донецкой области сегодня де-факто находятся под российским контролем (Россия неоднократно заявляла, что не является стороной этого конфликта. — Прим. редакции).
Макс Левин, украинский журналист, находившийся в Золотом во время конфликта Зеленского с бойцами «Азова», рассказал Independent о том, что многие местные жители просили солдат остаться.
В результате этого отвода войск линия фронта будет за пределами радиуса действия снайперов, тогда как сам этот город окажется в нейтральной полосе. «Многие люди боятся, что поддерживаемые россиянами военные займут новые позиции в городе, — сказал этот журналист. — Те жители, которые придерживаются проукраинских взглядов, опасаются мести».
Левин считает, что отвод войск может пойти не по намеченному плану. По его словам, некоторые подразделения регулярной украинской армии, размещенные в Золотом, не согласны с позицией президента и «могут оказать сопротивление». Ситуация, несомненно, станет более серьезной, если кто-нибудь из теперь уже безоружных бойцов батальона получит ранение. На днях Андрей Билецкий, первый командир «Азова», обещал направить 10 тысяч бойцов в Золотое для защиты «завоеванных кровью позиций».
Главным игроком в ближайшие несколько недель будет Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины.
Лишь только он один сохранил свой пост из состава правительства Порошенко — многие наблюдатели считают, что Аваков обладает слишком большим влиянием, и поэтому его нельзя убрать, — и сегодня он контролирует большую часть силового блока.
Особый интерес в этой истории представляет тот факт, что он контролирует как радикалов из «Азова», так и бойцов Национальной гвардии, которые были направлены в этот город, чтобы их разоружить.
По мнению Андрея Дихтяренко, редактора местной онлайновой «Реальной газеты», все это было больше похоже на то, «как если бы правая рука Авакова разоружила его левую руку».
Некоторые наблюдатели считают, что маневры главы МВД свидетельствуют о наличии внутреннего конфликта в новой администрации. «Многие из близких советников Зеленского на самом деле подозревают Авакова в ведении двойной игры, — сказал Владимир Фесенко, независимый политический аналитик из Киева. — Аваков показал, насколько он был необходим в обеспечении безопасности в Золотом. Однако он рискует полностью утратить доверие Зеленского».
Сегодня уже очевидно, что для г-на Зеленского после полугода пребывания в роли президента избирательный медовый месяц закончился.
Это уже нашло отражение в результатах опросов общественного мнения, поскольку его рейтинг начинает снижаться. Однако он все еще находится в районе 65%, а таких значений не имел ни один другой президент в современной истории Украины. Однако впереди его ожидает тернистый путь. Г-н Зеленский не только сделал ставку на крайне рискованную и нетерпеливую стратегию для окончания войны (при этом рядом с ним появился еще и его потенциальный противник Аваков), но оказался также замешанным в американскую избирательную кампанию и в процесс импичмента.
Права на ошибку у г-на Зеленского почти не осталось, а его успех зависит теперь от желания Владимира Путина принять участие в этой игре. «Иррационально и эмоционально Зеленский уверен в том, что он может решить все проблемы в ходе личной встречи с Путиным, — считает Фесенко. — Он думает, что сможет добиться компромисса, как он сделал это при обмене пленными».
Стремление как можно скорее договориться о сделке будет, конечно же, приветствоваться в Москве, отметил эксперт в области внешней политики Владимир Фролов.
«Нетерпение всегда дает преимущество России, — сказал он. — Русские используют его для того, чтобы добиться мира на своих условиях».
Материал подготовлен на основе перевода сайта inosmi.ru