Церковный раскол: умиротворение агрессора по-гречески

Второй православной церковью, которая признала Православную церковь Украины, стала Элладская. Надо, правда, отметить, что сама ПЦУ об этом молчит. И для этого есть причины – уж очень странные аргументы выдвигает руководство греческой церкви в лице митрополита Димитриадского Игнатия
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Помимо вопросов чисто канонических, греческий митрополит выдвигает аргументы политического и церковно-политического свойства.

В частности, «после вторжения в Крым все рухнуло. Теперь никто не верит, что Русская Церковь когда-либо сможет дать решение украинскому народу. Оттуда решение никогда не придёт».

Учёный грек, видимо, не в курсе, что за присоединением Крыма к России не последовало присоединение крымских православных общин к РПЦ. Территория Крыма остаётся территорией УПЦ, и крымскими общинами управляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. Общин РПЦ в Крыму нет.

Кстати говоря, для сторонников восстановления территориальной целостности Украины это мог бы быть существенный аргумент, но они, увы, предпочитают считать УПЦ «не национальной» церковью и бездарно терять возможности для диалога с населением «оккупированных» Крыма и Донбасса, которые открываются через церковные каналы.

Синод Элладской церкви подтвердил решение собора по автокефалии ПЦУСинод Элладской православной церкви (ЭПЦ) заявил, что 12 октября архиерейским собором было принято решение по автокефалии «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Об этом говорится в «Разъяснениях по решению архиерейского собора Элладской церкви по автокефалии церкви Украины», обнародованных синодом

В общем, греческий митрополит подменяет тему разговора. В чисто церковном отношении пример Крыма как раз показывает, что РПЦ может «дать решение украинскому народу». Просто сам народ не очень-то жаждет этого «решения», ведь отказ УПЦ от автокефалии в первые годы независимости и первый раскол (с выделением УПЦ КП) был следствием позиции именно большинства украинских верующих.

Второй любопытный момент — митрополит недоволен тем, что РПЦ настаивает на предоставлении автокефалии соборно, т.е. всеми патриархами. Фанар же считает, что достаточно подписи только одного Вселенского патриарха.

Тут вообще два вопроса.

Во-первых, это вопрос собственно автокефалии. Исторически так сложилось, что автокефалию из всех православных церквей предоставляли только две церкви — Константинопольская и Русская. Причем если РПЦ всегда признавала право Константинополя на предоставление автокефалии отделившимся от неё церквям, то Константинополь — нет. Поэтому некоторые восточноевропейские церкви имеют по два томоса — от Москвы и Фанара. Это, безусловно, безобразие и предложение Московского патриарха как раз касается унормирования создания новых церквей.

Во-вторых, тут возникает всё тот же вопрос о пресловутом «первенстве» Вселенского патриарха. На Фанаре его предпочитают рассматривать как «восточного Папу», а остальные церкви — как «первого среди равных». Вопрос этот дискуссионный, и выдвигать его в качестве аргумента неприлично — как в логике доказывать одно неизвестное через другое неизвестное же.

РПЦ: Служение архиепископа Афинского с Варфоломеем не является признанием ПЦУСовместное служение предстоятеля Элладской православной церкви (ЭПЦ) Иеронима с Константинопольским патриархом Варфоломеем еще не означает признания архиепископом Афинским украинских раскольников. Об этом заявил замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, передает РИА Новости 19 октября

Ну и, наконец, коронный номер нашей программы: «мы никогда не должны вступать в конфликт с Вселенским патриархатом по украинскому вопросу, потому что это приведет к нашему разделению и нашим дальнейшим проблемам в отношениях со Вселенским патриархатом». 

Что это за проблемы, спросите вы? А это проблема т.н. «новых земель — православных епархий на территориях, которые вошли в состав Греции после создания Элладской церкви в 1850 году. Это территории Эпира, Македонии, Фракии и островов в северной части Эгейского моря. Они в своё время автоматически перешли в состав Элладской церкви, хотя Константинополь от них не отказывался, но и не возмущался особенно. Таким же образом перешли в состав РПЦ православные Украины в XVIII веке.

В общем, ларчик открывается просто — в Элладской церкви боятся, что Константинополь поступит с Грецией как с Эстонией и Украиной и создаст там параллельную церковную структуру. Что в таком случае надо делать? Правильно — умиротворить агрессора…

Рекомендуем