Во время пресс-марафона 10 октября президент Украины Владимир Зеленский поздравил польского журналиста с присуждением Нобелевской премии по литературе его соотечественнице Ольге Токарчук.
«Я только что услышал. Это большая награда. Скажу честно, я не читал Ольгу Токарчук. Сейчас надо обязательно это сделать. Я думаю, что это неплохая реклама для украинского читателя. Обязательно почитаем. Украинцы должны показать, что у нас есть очень много талантливых людей», — отметил Зеленский.
Причина, по которой украинский президент уделил внимание польской писательнице, состоит в том, что у нее украинские корни. И ее назначение успело вызвать некое подобие скандала в Польше.
Впрочем, сам факт того, что в нынешнем году Нобелевской премией по литературе наградили и за предыдущий год, связано со скандалом. В 2018 году несколько членов комиссии, выбирающей победителя среди писателей и поэтов, были вынуждены уйти в отставку, после того как сразу несколько женщин обвинили мужа одной из членов комиссии — Катарины Фростенсон — в сексуальных домогательствах.
Спустя год премия по-прежнему скандальна. И все это из-за лауреатов.
Неграмотный министр
Критики характеризуют прозу Токарчук как отчасти провокационную. Собственно, Нобелевский комитет по литературе и отметил, что работы Токарчук характеризуются «воображением, с энциклопедической страстью показывающим нарушение границ как способ жить».
Родилась Токарчук в Польше. Ее назвали в честь бабушки-украинки. Последняя и ее муж-поляк были выходцами из-под Тернополя. Токарчук получила психологическое образование. В 2018 году она стала первым польским писателем, получившим Международную Букеровскую премию. Так ее наградили за роман «Бегуны».
Несмотря на такую славу, отношение к Токарчук в Польше разное. Так, министр культуры и национального наследия Петр Глиньский ранее чуть ли не с гордостью заявлял, что не читал ни одного произведения Токарчук. Все дело в политической позиции писательницы. Она — леволиберал и является членом Партии зеленых, которая в контрах с действующей польской властью. Общество патриотов города Нова-Руда требовало лишить Токарчук звания почетного гражданина, утверждая, что та позорит Польшу.
И вот теперь писательница с украинскими корнями прославила Польшу в очередной раз.
«Всего лишь несколько дней назад Петр Глиньский, министр культуры — тот самый, кто уничтожает польские музеи и культурные учреждения, — хвастался тем, что не прочел ни одной книги Токарчук. Теперь она выиграла Нобелевскую премию», — сообщила жена экс-министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, американо-британская писательница и журналист Энн Эпплбаум, которая получила Пулитцеровскую премию за историю ГУЛАГа.
В итоге Глиньскому пришлось пообещать прочесть книги политической противницы.
«В связи с наградой госпожи Токарчук как министр культуры тем более обязуюсь вернуться к незавершенному ранее чтению произведений нобелевского лауреата», — написал он в Twitter.
В общем, в польском обществе споры по поводу литературы скоро могут приобрести политической оттенок.
Друг сербов
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2019 год австриец Петер Хандке тоже оказался замешан в политике. После того как стало известно о его награждении знаменитый словенский философ фрейдомарксист Славой Жижек не сдержал своего негодования.
«Премию получил человек, защищающий военные преступления», — заявил он.
Такой характеристики Хандке удостоился от Жижека потому, что в девяностых и «нулевых» он был одним из немногих западных интеллектуалов, поддержавших Сербию и осудивших Запад за происходящее в Югославии, а затем и за бомбардировки Сербии.
Позже, на похоронах сербского лидера Слободана Милошевича, Хандке произнес одну из своих самых знаменитых речей.
«Мир, так называемый мир, знает все о Югославии, Сербии. Мир, так называемый мир, знает всё о Слободане Милошевиче. Так называемый мир знает правду. Вот почему так называемый мир сегодня отсутствует, и не только сегодня, и не только здесь. Я не знаю правду. Но я смотрю. Я слушаю. Я чувствую. Я помню. Вот почему сегодня я здесь, рядом с Югославией, рядом с Сербией, рядом со Слободаном Милошевичем», — заявил Хандке.
В знак протеста он даже перешел из католицизма в православие. На Западе за эту позицию писателя подвергли травле. Он вынужден был отказаться от премии Генриха Гейне, присуждаемой властями Дюссельдорфа, которой его наградили в 2006 году. В ответ артисты театра «Берлинер ансамбль» начали акцию «Берлинская премия Генриха Гейне» и призвали собрать для писателя деньги — ту сумму, которая полагалась награжденному дюссельдорфской премией, — €50 тыс. Он попросил пожертвовать эти деньги сербским селам в Косово. Когда деньги Хандке все же вручили, он передал собранную сумму деревне Велика-Хоча в Косово.
В интервью журналу Le Figaro он назвал западные страны мошенниками за происходящее в Югославии.
Нобелевскую премию Хандке присудили за «влиятельные работы, в которых с лингвистической одаренностью исследуются периферия и своеобразие человеческого существования». Он стал вторым австрийским писателем, ее удостоенным. При этом первый австрийский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе, — Эльфрида Елинек — назвала именно Хандке человеком, более достойным премии, чем она сама. Кстати, сам Хандке в 2006 году в интервью New York Times говорил, что в молодости мечтал о Нобелевской премии, но считает, что из-за своей поддержки Югославии никогда ее не получит.
В общем, нынешняя Нобелевская премия по литературе внезапно оказалась с политическим подтекстом. Впрочем, не нужно думать, что коллективный Запад раскаялся в том, что сотворил в Сербии. Пока свидетельств этому нет.