День в истории. 11 октября: объявлено о создании Украинской автокефальной православной церкви

В этот день в 1921 году в Софийском соборе Киева официально появилась такая религиозная структура, как Украинская автокефальная православная церковь, одна из многих неканонических и того, и нынешнего времени. Хотя недавно она была упразднена, история этой организации может многое рассказать о том, какие настроения сейчас царят среди «клира» ПЦУ.
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Националистические настроения в среде украинских клириков к началу XX века имели уже долгую историю. Впрочем, эти настроения оценивались как довольно маргинальные. 

Как Константинополь с помощью российских историков обосновал свои права на УкраинуРешение патриарха Варфоломея назначить на Украину своих экзархов представляет собой целую серию серьезных канонических преступлений. Не только у оппонентов, но и у сравнительно лояльных к Константинополю православных, возникает вопрос - может ли Фанар предъявить хоть какие-то канонические аргументы в пользу своих действий?

К примеру, протоиерей Василий Липковский, впоследствии и ставший первым главой УАПЦ, еще в 1905 году был уволен с поста заведующего Киевской церковно-учительской школы за «украинские националистические убеждения», которые он активно распространял, в том числе и в ученической среде. Правда, в том же году он стал священником, а позже и настоятелем в Киево-Покровской Соломенской церкви, а также продолжил преподавать в школах.

Были и другие украинские националисты и приверженцы как церковной, так и светской независимости этой части Российской Империи, которые почувствовали, что у них есть все шансы реализовать свои цели в 1917 году.

Пока в Москве шел Поместный Собор, а параллельно продолжалась революция, в Киеве Василий Липковский с соратниками, в числе которых был и архиепископ Алексий (Дородницын), личность также весьма неоднозначная, организовали и возглавили общественное движение за автокефалию Украинской церкви. То есть в тех исторических условиях — за разрыв отношений с Русской Церковью и максимальное от неё дистанцирование.

Движением, впрочем, дело не ограничилось, и в начале декабря 1917-го появился такой «орган церковной власти», как Всеукраинская православная церковная рада, возглавили который Липковский и Дороницын. Дороницын, кстати, в должности председателя. Параллельно с церковной радой появился и оргкомитет по созыву Всеукраинского Собора, где, по мысли всех этих деятелей, и должна была быть провозглашена независимость Украинской церкви. 

День в истории. 22 октября: в Киеве арестован основатель Украинской автокефальной церквиВ этот день в 1937 г. состоялся очередной и последний арест в жизни Василия Константиновича Липковского, самопровозглашенного первого митрополита Киевского и Всея Украины. История жизни одного из лидеров украинских церковных сепаратистов столетней давности особенно поучительна в наши дни, когда дело Липковского вновь поднято на щит.

Были и административные инициативы по отделению украинских епархий от Русской Церкви. 

Немалую роль в этих процессах сыграл некто Александр Карпинский, выходец из Царства Польского, в 1918 г. комиссар по вопросам вероисповедания Генерального секретариата (правительства) Украинской Народной Республики, назначенный куратором в Церковную Раду. Выступая на Соборе в январе 1918 года, он заявил: «у Собора только один путь — дать украинской церкви автокефальность». 

При этом Карпинский в рамках своей «комиссарской деятельности» запретил клирикам поминать в молитвах российское воинство и власти, а также «замкнул» связь с Московской Патриархией исключительно на себя. И, в общем, быть бы провозглашенной автокефалии, но к Киеву 23 января подошли большевики, и Собор по внешним обстоятельствам прервал свою работу.

Однако одним из итогов этой зимней «сессии» Собора стало извержение из сана одного из зачинателей автокефального движения архиепископа Алексия (Дороницына) с формулировкой «за непослушание священноначалию и нарушение канонов». Отторгнутый своими былыми единомышленниками, он ушел из большой церковной политики, а вскоре и умер. 

Киевская Голгофа. Кто хотел крови митрополита Владимира (Богоявленского)Смерть митрополита Владимира Богоявленского стала неожиданностью, как для красных, так и для «жовто-блакитных», хотя владыку не любили монархисты, а ненавидели украинские националисты и автокефальники, революционеры и даже братия Киево-Печорской лавры

Конец жизни его трагичен и весьма показателен, по воспоминаниям отпевавшего его архиепископа Евлогия (Георгиевского), «показались дроги в одну лошадь, на них огромный гроб, на гробе сидит возница; за дрогами идут два-три монаха. Я вышел встретить жалкую процессию. Огромный гроб был так тяжёл, что его едва-едва смогли поднять. В церкви открыли крышку… — архиепископ Алексий лежал неубранный, в старом подряснике, в епитрахили. Благодаря морозу разложение ещё не наступило… После отпевания спрашиваю: „Где могила?" Оказывается — на краю кладбища в заросли кустов. Мы долго пробирались по сугробам, увязая в снегу… Погребение архиепископа Алексия… показало мне всю тщету честолюбия, властолюбия».

Возобновилась работа Собора уже летом 1918 г., но на тот момент Киевским митрополитом стал Антоний (Храповицкий), максимально лояльный Русской Церкви. А потому на Соборе с украинской автокефалией как-то не задалось, поскольку помимо владыки Антония в нем приняли участие множество клириков и епископов, выступивших за единство с Русской Церковью.

Впрочем, автокефалия украинской церкви в одностороннем порядке, невзирая на Москву, была провозглашена 1 января 1919 года. 

И провозглашена она была государством в форме «Закона об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». То есть невзирая на декларативное невмешательство в церковные дела, украинское государство фактически решило определить статус Церкви. В мае того же года Липковский провел первую литургию на украинском языке. Судя по всему, столько времени понадобилось украинским богословам, чтобы создать украинские богослужебные тексты.

День в истории. 28 ноября: в Харькове появился собственный митрополитВ этот день в 1917 г. архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) был возведен в митрополиты. С петровских времен это была высшая ступень иерархии в русской церкви, а с конца XVIII века в ней было всего три митрополичьих кафедры. Однако в 1917 г. было возрождено патриаршество, и одним из главных претендентов на него стал митрополит Антоний.

Государственное вмешательство не ограничилось оригинальным законотворчеством, и в конце января 1919 года посол УНР в Турции Александр Лотоцкий обратился… куда бы вы думали? Правильно, во Вселенскую Патриархию! За тем, чтобы фанариоты признали автокефалию Украинской Церкви.

Тогдашний местоблюститель константинопольского патриаршего престола, митрополит Дорофей, в этой просьбе отказал, но высказался в том духе, что «украинский народ будет стоять дальше крепко в родительской Православной вере, ожидая с полной уверенностью осуществления своего желания согласно со священными канонами и правилами».

Здесь, впрочем, не стоит обольщаться по поводу доброй воли фанариотов, потому что они вполне себе поддерживали российских «обновленцев», а в 1924 году выписали томос об автокефалии полякам, ссылаясь при этом на «неканоничность» отрыва Киевской митрополии от Константинополя:

«Первый отрыв от нашего Престола Киевской митрополии… и приобщение её к Московской Церкви произошло не по предписаниям канонических правил, а также не были соблюдены всего того, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского митрополита, носившего титул экзарха Вселенского Престола».

В общем, для Фанара бомбардировать томосами Восточную Европу и канонические территории РПЦ — дело далеко не новое. 

«Любит Малороссию за хороший борщ, колбасу и чудные песни»: «Автокефалист» Нестор ШараевскийНикого уже не удивляет, что бывшие комсомольские работники становятся «ударниками» «декоммунизации» Украины. Подобное можно видеть и на церковном поприще - еще в конце 1980-х гг. М.А. Денисенко (он же «Филарет») активно противодействовал украинским националистам и утверждал, что украинского языка не существует, а есть «польско-жидовский гибрид»


Так или иначе, но к 1920 году у автокефалистов не было ни одного епископа, только священники и миряне, а это означало невозможность рукоположения других священников и епископов. А потому в течение всего 1920-го сторонники автокефалии искали себе епископов, а также обсуждали, что делать дальше в сложившейся ситуации.

Показательно, что им почти удалось уговорить на участие в одной из своих конференций епископа Антонина (Грановского), человека весьма экстравагантного в поведении, а по некоторым версиям, в принципе не совсем психически здорового. В будущем Грановский станет одним из лидеров обновленчества в России, хотя разорвет отношения и с этим расколом. Но, видимо, даже для Грановского инициативы украинских автокефалистов показались слишком уж «новаторскими», и в итоге он отказался от общения с «церковными украинизаторами». Так или иначе, но фактически разрыв сторонников автокефалии и канонической Православной Церкви уже окончательно состоялся, и терять церковным сепаратистам было уже нечего. А потому в 1921 году состоялось такое мероприятие, как «Всеукраинский собор духовенства и мирян», который 11 октября подтвердил «автокефалию Украинской Церкви». То есть окончательно и официально оформил раскол части украинского клира и мирян с Русской Церковью. В числе делегатов было 64 священника, 17 дьяконов и ни одного епископа.

Тем не менее, епископов нужно было рукополагать, и участники собора в итоге решили устроить групповую хиротонию «всем Собором». 

Томосом и револьвером. За что архимандрит застрелил автокефального митрополитаПервая мировая война значительно изменила карту Европы. Одни страны распались, другие восстановили свою независимость. Это великое движение государственных границ в особенности затронуло Польшу, которая смогла получить от всех соседей понемногу. В ее состав вошли немецкие, австро-венгерские и русские территории с многочисленным населением.

Тогда 23 октября все делегаты Собора, встав на колени в несколько рядов, положили руки на впереди стоящих участников сего действа, священники, будучи в центре этого круга, возложили руки на Евангелие, которое лежало на голове Василия Липковского. Он в итоге и стал первым главой новой «Церкви».

По некоторым данным, в процессе «хиротонии» фигурировала часть мощей (рука) священномученика Макария, митрополита Киевского. Думается, говорить, что это был фарс и откровенное кощунство, попросту излишне. Однако так или иначе, но у УАПЦ появились первые «епископы». Правда, даже в украинской среде их сразу же начали называть «самосвятами» или еще жестче — «безблагодатными».

Помимо прочего Собор провозгласил и основные принципы УАПЦ: «автокефалию, соборноправность и украинизацию». Под соборноправностью тут имелось в виду равенство всех членов Церкви, епископов, мирян и клириков в решении общецерковных вопросов.

Новая религиозная структура развернула крайне кипучую деятельность. В первые годы существования количество приходов УАПЦ выросло до 1100.

Отчасти такому расширению способствовала и советская власть, которая стимулировала рост и развитие различных раскольничьих группировок с целью подорвать влияние и авторитет канонической Русской Церкви. Но также нужно понимать, что большевики совершенно не были заинтересованы в росте и укреплении какой бы то ни было религиозности в обществе. А потому уже в 1925 году Советы запустили репрессивные механизмы и по отношению к УПАЦ. 

«Будувать» Украину, разрушая Церковь». Томос, мова и террор задолго до ПорошенкоПоследние несколько месяцев перед предвыборной кампанией пока еще действующий президент Петр Порошенко активно рекламировал себя на теме создания политической церкви и ее признании Вселенским патриархом. Слово «томос» набило оскомину у украинского обывателя. Однако все это не является изобретением сегодняшнего дня

Привело это к тому, что в 1937 году у УАПЦ осталась только одна епархия с одним епископом в Канаде.

Украина пережила еще два пришествия УАПЦ. Сперва в 1940-х, уже под немецкой оккупацией, закончившееся с отступлением войск Вермахта под натиском Советской армии, а затем уже во время обретения Украиной незалежности, просуществовав на этот раз до ликвидации в рамках создания Константинополем ПЦУ в 2019 году.

И то, и другое заслуживает отдельного, весьма поучительного рассмотрения. Отмечу лишь, что история нынешней ПЦУ в некоторых моментах практически дословно повторяет историю УАПЦ. И в отношениях с украинским государством, и в плане национализма, а то и нацизма, и в отношении томоса фанариотов, и стремления к «евроинтеграции», да и в целом в плане общей «каноничности» данных структур у них крайне много общего.

Что УАПЦ, что ПЦУ, каждая в свое время стала фактором раскола и дестабилизации не только Русской Церкви, но и украинского общества. Но все эти исторические параллели, к сожалению, практически ничему и никого на Украине не учат.

Рекомендуем