В 1956 году на экраны Советского Союза вышла кинолента «Приключения Артёмки». Прекрасно помню её по своему детству. В картине было многое из того, что тянуло меня к телевизору: старинная жизнь, смелые революционеры, борьба.
Участники съемок, даже голопузые пацаны, учинявшие на морском песочке собственный борцовский чемпионат, сегодня уже пожилые люди. Кто дотянул до наших дней, понятно. Тем не менее знатоки мариупольской старины нашли и сохранили воспоминания очевидцев. Они свидетельствуют о том, что съемочная группа «Ленфильма» усердно трудилась на улицах Торговой, Кафайской и Подгорной, в поселке Песчаном, в объектив попал старый вокзал и много-много Азовского моря. Как водится, местные жители участвовали в массовке. Протекал творческий акт жарким летом 1955 года.
Подлинное провинциальное обаяние старого города, которого в те времена еще хватало в Жданове, усугубили декорациями. Базар и кафешку, где общались Пепс и Артемка, ловко встроили в естественную среду, и в кадре все это смотрится вполне убедительно. Целый ряд исторических зданий Мариуполя, доживших до современности, фигурируют в «Приключениях», делая фильм еще и архиважным материалом для краеведов.
Но главное в фильме, конечно, не это. А постоянное противопоставление добра злу и наоборот. Причем добро хронически побеждает, пусть и на локальных площадках, но с намеком на будущий глобальный успех. Пепса гнобят в цирке, заставляя поддаваться бесчестному мерзавцу. Ему, чернокожему-то, противно, он же честный спортсмен, но деньги надо зарабатывать, вот и приходится идти на компромисс с совестью.
Не то чтобы громко, но все же в картине говорится и о том, что черному всегда сложнее, чем белому. Собственно, антирасистские традиции-то у нас всегда были сильными. Негры советского кино непременно хорошие, но жутко угнетенные. И мы всегда на их стороне… Забавен момент с бычком. В смысле с рыбой. Пепс рассматривает азовского обитателя и говорит, мол, какой черный, это же рыбий негр. У нас, если память меня не подводит, черных бычков называют «кочегарами».
Показателен эпизод, когда борец купил юному сапожнику билет в цирк, причем на хорошее место, сейчас бы мы сказали — VIP. Кругом чистая публика, офицер, чванливая барышня, и среди них неумытый оборванец. Дамочка морщит носик, брезгует, стало быть. Некий господин предлагает Артемке 20 копеек, чтобы тот скрылся с глаз долой. И что вы думаете? Парень гордо и безапелляционно затребовал полтинник. Получил его от офицера и с чувством собственного достоинства убрался на галерку, к социально близким элементам.
Не в этом фильме, нет. Но в других — точно, а главное, в жизни. Уж мы-то с вами знаем!
«Приключения Артемки» сняты режиссером Андреем Апсолоном, который кроме всего прочего был прекрасным актером и поэтом-песенником. Во всяком случае его творение «Лейся, песня, на просторе!» известно любому, рожденному в СССР. Сценарий же фильма создан Леонидом Соловьевым, автором «Повести о Ходже Насреддине». Талантливые и незаурядные люди трудились над картиной, как видите.