На своей странице в «Фейсбуке» Тарас Чухлиб написал: «Исторический сенсация! В 1672 году у нас было свое государство, которое так и называется — "Украинское государство"!»
Вот лишь некоторые отклики украинской прессы на это известие. Новостной сайт «Depo.ua», ссылаясь на пана Чухлиба, сделал собственный вывод: «Османская империя и Речь Посполитая признали "Украинское государство" в 1672 году». Сайт «Україна» озаглавил новость об этом так: «Найдены документы, подтверждающие, что в XVII веке у нас было суверенное Украинское государство»
Итак, отправная точка определена. По логике вещей уже пора бы готовиться к празднованию 347-й годовщины суверенитета и международного признания.
Что все-таки произошло? Дело в том, что в краковской Библиотеке князей Чарторыйских был найден перевод с турецкого оригинала Бучачского мирного договора. Пан Чухлиб пока не приводит важной информации: когда, кем и при каких обстоятельствах был сделан перевод? Иными словами, у нас нет археографического описания документа.
Придется ограничиться самыми общими данными.
Мир между турками и поляками был подписан 18 (28) октября 1672 года. В составе турецкой делегации были и казаки гетмана Петра Дорошенко. Согласно польскому переводу, в четвертом пункте документа определялось, что «Украинское государство с давними границами» должно быть передано казакам («Ukrainskie Panstwo s davnemi granicami Kozacom oddać»). Правобережье Днепра, насколько известно, впервые именовалось поляками «Украинским государством». В турецком оригинале фигурировала «Ukrayna memleketinin» («страна Украина»). Были установлены западные границы этой территории по реке Горынь — притоку Припяти.
Бучачский мир был заключен на крайне тяжелых для Речи Посполитой условиях. В 1672 году турецко-крымское войско наводнило Подолию, а затем осадило Львов. Подписывая договор, король Михал Вишневецкий отказывался от Подольского и Брацлавского воеводств, обязывался выплачивать ежегодную дань в 22 тысячи злотых. Эти статьи были настолько позорными, что сейм отказался ратифицировать договор. Тем самым он терял силу. Война продолжилась.
Участие казаков в подписании мира определялось тем, что еще в 1669 году правобережное казачество во главе с Дорошенко из польского подданства перешло в турецкое. Гетман обещал султану воевать с любыми его врагами. За это казаки сохраняли автономию на собственной территории.
Дорошенко воспользовался турецкими победами и смог расширить свои владения — на 200 км к западу от Днепра. Однако власть протурецкого гетмана держалась на голой силе. Его покровители — турки и татары — грабили Правобережье. Начался массовый исход местного населения на левый берег Днепра, контролируемый Россией. В результате в 1676 году Дорошенко капитулировал перед московско-казацким войском и принес присягу русскому царю.
Итак, турки ни о каком «Украинском государстве» не говорили.
Нам ничего не известно о том, чтобы о нем заявляли бы сами казаки. Польское слово «панство», конечно, было им известно. Например, оно активно употреблялось в политическом трактате «Пересторога» полковника Василия Дворецкого в значении политической власти: «государства» и «княжества» (Гайда Ф.А. Грани и рубежи: понятия «Украина» и «украинцы» в их историческом развитии. М., 2019. С. 122-123).
Трактат был написан в 1669 году с целью предупредить казаков об опасности протурецкой ориентации. Дворецкий убеждал Украину, что она «от турка никакого блага не узнает, потому что турок после первого же бунта и при помощи какого-нибудь украинского своевольника поглотит Украину, как некогда Константинополь и Валахию и другие земли и народы, которым сперва турок, как известно, помогал и служил, как теперь Украине».
«Ибо когда вступит турок на Украину, не будет спрашивать у Дорошенко или какого-либо подобного казака, но будет занимать города до последнего замка, а людей отсылать в тяжкое и жесточайшее иго», — предупреждала «Пересторога» (Перевод мой. См.: Гайда Ф.А. Ук. соч. С. 128-129).
События последующих лет развивались именно в этом направлении, но турецкая экспансия оказалась сорвана в ходе русско-турецкой войны 1676-1681 годов и последующей войны Священной лиги 1683-1699 годов.
«Украинское государство» так и осталось польским термином, единожды упомянутом в нератифицированном договоре.
Даже Дорошенко предпочитал иную терминологию.
Подписывая в 1669 году договор с султаном, гетман именовал свою землю Русью, где живет «народ руский». Контролируемая Дорошенко территория признавалась турками «под областью гетмана и войска Запорожского» (Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. В 15 т. СПб., 1861-1892. Т. 8. С. 218-220). Эту «область» (то есть власть) поляки через три года и назвали «панством». Ни турки, ни поляки, ни сам Дорошенко не отрицали факта покровительства султана над этим «панством».
Таким образом, казацкое «панство» было типичным протекторатом. Не имеет принципиального значения, как конкретно его могли назвать. Например, своих маньчжурских марионеток в 1932-1945 годах японцы называли «Великой Маньчжурской империей».
Но так уж сложилось, что у понятия «Украинское государство» оказалась достаточно яркая история. Кроме эпизода 1672 года, можно вспомнить гетмана Павло Скоропадского и его «Украинскую державу» (Украинское государство) 1918 года, а также провозглашение «Украинского государства» Степаном Бандерой во Львове в июне 1941 года.
Нетрудно заметить, что всякий раз подобное «государство» опиралось на оккупационные штыки: турецкие или немецкие. Ни о каком суверенитете тут говорить не приходится.
Впрочем, можно и далее играть в слова. Уверен, что мы скоро с этим столкнемся. Принцип прост: хватаете отдельное слово и раздуваете его до размеров слона.
Если у «Украинского государства» были «давние границы» (по Горыни), то выходит, что поляки знали что-то такое, что никому не рассказывали. Лишь один раз в 1672 году проговорились — и от испуга спрятали свое свидетельство подальше в архив, чтобы турки и казаки не догадались.
Но пришло время, и украинский историк Тарас Чухлиб раскрыл эту великую тайну.
Идем дальше: ведь теперь становится понятной настоящая причина отказа от ратификации Бучачского мира! Поляки скрыли факт существования суверенного Украинского государства с исконными историческими границами!
Стоит глубже копнуть польские архивы: скорее всего, это далеко не последняя историческая сенсация. Но зачем полякам понадобилось вбросить эту информацию именно теперь?
Ответ прост: граница по Горыни — это отказ от Волыни и Галичины в пользу Польши. Впрочем, если это позволил себе национальный герой Украины Симон Петлюра, подписав с поляками Варшавский договор 1920 года, то ничего зазорного в этом быть не может.
Итак, мы уже стоим на грани новой интеллектуальной зрадоперемоги.