Как Богдан Ступка не стал президентом Украины

Великий актер остается символом утраченной дружбы между двумя странами
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Во вторник, 27 августа, исполнилось 77 лет со дня рождения Богдана Ступки — лауреата Шевченковской премии, народного артиста УССР, героя Украины и самого известного актера украинской современности, которого, в какой-то степени, можно назвать символом современного украинского кино.

«Главное — дотянуть до семидесяти, а потом живи, сколько хочешь», — иронично говорил сам актер после своего 70-летнего юбилея. Годы не шли ему во вред, а только укрепляли имидж и популярность, так с течением времени становится только лучше дорогой алкоголь. Слава Ступки постоянно росла, а его фигура органично олицетворяла целую эпоху. В его адрес звучали комплименты от всех руководителей украинского государства — несмотря на то, что этот заслуженный деятель искусств был известным нон-конформистом, который никогда не стеснялся говорить правду в глаза чиновникам всех уровней и всех мастей.

Я пообщался со Ступкой во время работы в «Газете по-киевски», когда он только что ушел на отдых с поста главы Министерства культуры Украины — и был впечатлен открытостью и прямотой, с которой он высказывался о первых лицах украинского политикума. Богдан Сильвестрович имел репутацию неприкасаемой фигуры и ловкого дипломата — подобно гетману Богдану Хмельницкому, которого он блистательно сыграл в сериале «Огнем и мечом», Ступка легко находил язык с представителями противоборствующих политических лагерей. Занимая пост в правительстве националиста Виктора Ющенко, он одновременно поддерживал дружеские отношения с лидерами «Партии регионов», близко общался с Виктором Януковичем, Николаем Азаровым и Дмитрием Табачником. Причем влиятельные «регионалы» активно содействовали лечению Ступки, когда врачи диагностировали у актера тяжелое и опасное заболевание, требующее вмешательства иностранных специалистов.

Знаменитый актер родился в 1941 году во Львове — всего через несколько недель после того, как в город вступили гитлеровские войска и коллаборантские подразделения украинских националистов. Его родители были далеки от политики — отец актера пел в хоре знаменитого Львовского оперного театра, который украшает сейчас собой двадцатигривенную купюру, а его родная тетя занимала должность главного концертмейстера. При этом семья была вполне лояльна советской власти — до такой степени, что в начале нулевых львовские националисты пытались обвинить родственников Ступки в сотрудничестве с МГБ — хотя это очевидно было лживым мифом.

Сторонясь опасных водоворотов политики, родители прочили Богдану карьеру оперного певца — он с самого детства вращался в обществе артистов львовской оперы, где также работал солистом старший брат его матери, и был знаком с выдающимися певцами своей эпохи — включая Ивана Козловского и Сергея Лемешева. Однако стезя искусства поначалу не очень привлекала маленького Богдана, который пытался поступить на химический факультет Львовского университета, и какое-то время работал слесарем и трудился на нефтяных промыслах далекого закавказского Баку. Только в начале 60-х он наконец раскрыл свой талант в авторской студии при академическом театре имени Заньковецкой, и уже вскоре стал любимым учеником выдающегося актера Сергея Данченко — который считал Ступку мастером художественного воплощения украинского национального характера.

Именно эта особенность сделала Богдана Сильвестровича по-настоящему знаковым и великим актером. Он идеально подходил на роль типичного субъекта современной истории — со всеми ее противоречиями и неизбывной диалектикой «зрады и перемоги» — а скорее всего, сам жил в этом специфическом образе. Самая первая роль в кино — Орест Звонарь в полудиссидентской картине «Белая птица с черной отметиной», которая получила высшую награду Московского кинофестиваля и стала настоящей сенсацией, заставив заговорить об украинском кинематографе в Голливуде. «Фильм, где играет такой актер, не может уехать без «золота». Этот артист сможет сыграть и короля, и шута, а режиссеры сами будут искать с ним встречи», — заявил великий японский режиссер Акира Куросава, который впоследствии сотрудничал с юным львовянином.

На Ступку обратили внимание в Киеве и Москве, его личность стала известна в кругах националистической диаспоры — хотя сам киноклассик всегда утверждал, что Комитет государственной безопасности не проявлял к нему по этому поводу ни малейшего интереса. Как бы там ни было, партийцы и патриоты дружно считали актера своим. Ступка постоянно снимался в советских фильмах, но его самые известные роли — князя Даниила Галицкого, Гоголя или Остапа Вишни — всегда ощутимо отдавали национальным колоритом, что, безусловно, импонировало национал-демократической публике.

Однако, к вящему сожалению патриотов, Богдан Ступка был практически полностью лишен националистических сантиментов — и даже отказался делать карьеру в "Народном Рухе", куда его активно сватали в девяностых. Достаточно сказать, что он женился на молодой бакинке, которая совершенно не говорила по-украински — что вызвало резкое недовольство его патриархально настроенных родных. «Папа мой вообще не пришел на свадьбу, а мама была женщина мудрая, приехала, сделала вид, что довольна. Но через год мой отец уже не представлял лучшей невестки — так они спелись с Ларисой», —  вспоминал об этом актер.

То же касалось и политической сферы — обласканный Ющенко мэтр всегда говорил, что ему больше всего нравится сниматься за границей — в России и Польше. Польский режиссер Ежи Гофман сделал его главным героем своих картин «Огнем и мечом» и «Когда солнце было богом», а Владимир Бортко доверил Ступке знаковую роль Тараса Бульбы в одноименной картине, которая вышла в 2009 году и стала символом разрядки между Россией и Украиной после памятных осложнений, вызванных "оранжевой революцией". Богдан Сильвестрович гордился ей, несмотря на брюзжание украинских националистов — причем даже недруги говорили о том, что он идеально воплощает собой гоголевский образ Тараса. В то время как конъюнктурный патриотический фильм «Молитва о гетмане Мазепе», где также отметился львовский актер, всегда считался его очевидной творческой неудачей.

Эта эпоха была лебединой песней Богдана Ступки. Знаменитый львовянин снимался на склоне лет в многочисленных российских кинопроектах. Причем делал это даже когда медики констатировали у него тяжелую болезнь, которую приходилось лечить в Германии. Владимир Путин наградил Ступку орденом Дружбы, и символично, что последним фильмом в карьере львовского актера стал российский сериал «Однажды в Ростове» — фильм режиссёра Константина Худякова, снятый в 2012 году по мотивам расстрела заводских рабочих во время забастовки в Новочеркасске в и криминальной истории банды Толстопятовых. Богдан Сильвестрович снимался в нем до конца — хотя скорая несколько раз забирала его прямо со съемок. И, безусловно, делал это не ради денег — прекрасно осознавая, что стоит на пороге вечности.

Сегодня, когда президентом Украины стал шоумен Владимир Зеленский, можно не сомневаться, что Богдан Ступка имел в свое время все шансы побороться за пост главы украинского государства. Ведь личность всенародно любимого артиста прекрасно примирила бы между собой Москву и Варшаву, Львов и Донецк — где с удовольствием бывал, играл и снимался знаменитый актер. Однако Ступка не проявлял интерес к этой роли — ведь он и без того многократно реализовал себя в образах князей, гетманов, политиков и монархов. Остается лишь сожалеть, что накопленная за многие годы мудрость не помогла Украине избежать уготованных ей исторических ловушек — расставленных не в кино, а наяву.

Рекомендуем