Первым заместителем главы облсовета одесские парламентарии назначили члена "Оппоблока" Вадима Шкаровского.Назначение Паращенко и Шкаровского говорит о том, что первоначальный план одесских парламентариев пришлось менять в угоду интересам Банковой.
Это обстоятельств подтверждается и необычайно спокойной обстановкой, в которой проходило заседание облсовета, — ведь ни ГБР, ни «Батькивщина» с «Нашим краем» не вмешивались в нормальную работу сессии. Таким образом, местным парламентариям удалось достичь компромисса с Киевом при формальном сохранении лица.
Прошедшие выборы главы облсовета говорят о том, что ни одна из сторон не достигла желаемого результата и временное перемирие между Киевом и Одесским облсоветом — весьма шаткое. Киеву не удалось поставить на должность своего представителя от «Батькивщины», а Паращенко тесно связан с Гончаренко (а тот — креатура Петра Порошенко). Значит, взятые на себя «одесситами» обязательства последние забудут при новом витке политического противостояния.
Неожиданная драка
16 августа в Одесском облсовете произошла потасовка, во время которой одного из активистов даже укусили за нос. Конфликт обнажил подковёрную борьбу за контроль над местными советами и будущим рынком земли.
Внеочередная сессия Одесского областного совета, на которой должен был быть рассмотрен вопрос отставки действующего председателя Анатолия Урбанского и назначения нового, не предвещала каких-либо экстраординарных происшествий, но началась с драки и закончилась вмешательством Государственного бюро расследований.
Анатолий Урбанский, избранный от Блока Петра Порошенко, возглавлял Одесский облсовет с 2015 года. На парламентских выборах 21 июля Урбанский был избран депутатом Верховной Рады, в связи с этим он должен был сложить с себя полномочия депутата и председателя облсовета до первого заседания парламента нового созыва.
С этой целью, а также чтобы выбрать Урбанскому замену, и созвали сессию 16 августа. Ещё до злополучной сессии в политических кругах Одессы ходили упорные слухи, что на должность председателя облсовета претендует представитель БПП Юрий Басюк, директор медиахолдинга «Думская», а на место его заместителя — Виталий Саутенков от "Оппоблока". Тандем действительно странный даже по местным меркам, ведь БПП и "Оппоблок" ранее были непримиримыми противниками и исповедовали полярные идеи политического спектра.
Свичиниский, сразу же после начала сессии выступил с речью в адрес своих коллег из фракций БПП, обвинив их в сговоре с "Оппоблоком" и призвал блокировать трибуну облсовета. На призыв Свичинского откликнулись депутаты из «Нашего края» и «Батькивщины». В результате потасовки сломали микрофон, а у Урбанского отобрали карточку для голосований.
Расчёт Свичинского и Радковского был прост: если на сессии не удастся избрать нового председателя, то Радковский автоматически становился бы и.о. председателя.
Чтобы избежать навязываемого сценария, на голосование поставили вопрос об отставке самого Радковского. С третьего раза депутаты согласились снять главу одесской «Батькивщины» с поста зампреда облсовета. Радковский, не ожидавший такого поворота событий, заявил, что он хоть и не зампредседателя, но всё-таки депутат, поэтому не даст оппонентам лёгкой жизни.
Кавалерия идет на помощь
После объявления перерыва в сессии в здание облсовета с обыском нагрянули представители Государственного бюро расследований. Как оказалось, обыск проводился в кабинете Анатолия Урбанского по делу о хищении из бюджета области денежных средств в размере 660 млн грн (1,650 млрд рублей), выделенных на реконструкцию и капитальный ремонт ряда объектов Измаильского района.
По версии ГБР указанные работы или не проводились вообще, или были проведены в неполном объеме. Предприятия, которые принимали участие в проведении строительных работ, искусственно определялись победителями по тендерным процедурам. Полученные бюджетные средства перечислялись на счета компании нерезидента, которая может быть связана с руководством Одесского облсовета.
После вмешательства ГБР и скандала на сессии облсовета Урбанскому и БПП пришлось взять таймаут на несколько дней, что бы определиться с новой кандидатурой главы облсовета и провести переговоры с Киевом. В результате было принято компромиссное решение.
Враг моего врага — мой друг
Казалось бы, странный политический союз БПП и Оппоблока стал возможен благодаря отстранению от формирования коалиции и политической карты парламента двух ранее непримиримых политических сил. БПП по вполне понятным причинам остался за бортом политической повестки дня как сила наиболее оппозиционная тандему Коломойский—Зеленский.
Новый президент стремится всячески ограничить влияние политической силы Порошенко. Аналогичная ситуация и у «Оппозиционной платформы — За жизнь» ВиктораМедвечука и Вадима Рабиновича: эта политическая сила ассоциируется у новой украинской власти с «рукой Кремля», а также, в силу их электората, жителей юго-востока Украины недовольных политикой насильственной украинизации, курсом Украины в НАТО и Евросоюз, представляет реальную опасность.
Поэтому кураторами из Вашингтона, действующими через структуры Сороса, которые фактически подменили собой институты гражданского общества на Украине, поставлена четкая задача не допустить ОПЗЖ к власти даже на региональном уровне.
Неудивительно, что два формально непримиримых оппонента — БПП и ОПЗЖ, — в такой политической ситуации нашли точки соприкосновения для ситуативного союза. На региональном уровне БПП и ОПЗЖ, похоже, стали действовать сообща, что и подтверждается недавней ситуацией в Одесском облсовете.
Украину испортил земельный вопрос
В отличие от БПП и ОПЗЖ, Юлия Тимошенко с её «Батькивщиной», похоже, попала в обойму нового президента и получит от него ряд преференций в виде комитетов в Верховной Раде. Взамен Тимошенко пообещала содействие Зеленскому в решении ряда региональных вопросов в тех областях, где у неё есть или большинство, или внушительное представительство.
Для такого скоординированного наступления на местах у новых властей есть два весомых повода. Первый: региональные советы представляют собой политическую вольницу, в которой засели представители БПП и ОПЗЖ. Перед будущими местными выборами и в условиях, когда Зеленскому и «Слуге народа» придётся проводить весьма болезненные и непопулярные реформы, облсоветы станут площадкой для дестабилизации власти и политического рейтинга Зеленского. Издание советами резолюций и обращений к президенту и Верховной Раде не будет происходить незамеченным и может стать катализатором для нового майдана.
Второй причиной, по которой Зеленский так стремится получить контроль над региональными парламентами, стала грядущая земельная реформа. Отмена моратория на продажу земли сельхозназначения повлечёт создание рынка земли, регулировать который на местах будут областные советы. В связи с этим контроль над областными советами означает контроль над рынком земли.
Именно поэтому, когда план Радковского стать и.о. главы облсовета затрещал по швам, вмешался Киев, направивший в мятежный облсовет группу по наведению порядка — в лице Государственного бюро расследований.
Скорее всего, до молмента, когда "Слуга народа" окрепнет в Одесской области рулить облсоветом будет Паращенко, который когда-то представлялся в области "двоюродным братом Порошенко", что потом было опровергнуто. А потом "Слуга народа", окрепнув и возмужав, проведет в облсовете выборы уже на своих условиях