Пятого президента Украины Петра Порошенко подозревают во вмешательстве в дела суда.
«Друзья, по нашим данным, вчера суд дал последние санкции на выемки документов по эпизоду причастности Порошенко к грубому вмешательству в деятельность суда и незаконному назначению после поражения на выборах членов Высшего совета правосудия. В этом уголовном производстве уже всё исследовано, и по нашим прогнозам в сентябре можно обращаться в парламент за снятием с фигуранта депутатской неприкосновенности», — написал 9 августа экс-замглавы Администрации президента Украины Андрей Портнов.
По его инициативам в отношении Порошенко Государственное бюро расследований уже начало ряд производств. Однако дело, касающееся судей, может стать одним из самых резонансных.
Ловкость рук и никакого мошенничества
Уже после первого тура выборов 31 марта Порошенко стало понятно, что президентом Украины ему не быть. В итоге из Администрации президента Украины один за другим зачастили указы о назначении соратников главы государства на различные государственные посты. Без внимания не осталась и судебная власть. Там Порошенко пришлось прибегнуть к довольно простой, нехитрой комбинации.
Лояльный ему глава Высшего совета правосудия (ВСП) Игорь Бенедисюк досрочно запросился в отставку. Его полномочия истекали 30 апреля — спустя девять дней после второго тура выборов. Если бы он остался на своем месте, ВСП — эту «инквизицию для судей» — после него с большой долей вероятности возглавил бы если не лояльный новой власти, то точно неподконтрольный Порошенко человек.
Бенедисюка отправили в Верховный суд, а вместо него ВСП возглавил его протеже — Владимир Говоруха. Таким образом, у Порошенко судебная власть оставалась под присмотром даже после проигрыша на выборах.
И все бы ничего, если бы у бывшего главы ВСП к тому времени не появился враг, которого он некогда «подвел под монастырь». Речь о бывшем главе Апелляционного суда Киева Антоне Чернушенко. Он планировал уйти в отставку с должности судьи по достижении 65-летнего возраста. К тому времени Чернушенко подозревали во вмешательстве в автоматизированную систему распределения дел Апелляционного суда и в вынесении заведомо неправосудных решений. Речь о том, что Чернушенко якобы добивался назначения себя на дела, связанные с «Нефтегазодобычей», а также давал указания судьям, какие приговоры выносить по тем или иным делам.
Соответствующие подозрения ГПУ предъявила судье в 2015 году, однако Чернушенко уехал из Украины и фактически дотянул до своей судейской пенсии в 2018 году. Однако добровольно уйти в отставку ему не дал Бенедисюк. Чернушенко отправили в отставку за его прегрешения. Дисциплинарное разбирательство в отношении судьи и инициировал тогдашний глава ВСП.
В общем, Чернушенко было за что обидеться на Бенедисюка. Однако его откровения дорого обойдутся не только бывшему главе ВСП, но и пятому президенту Украины.
Драгоценности для жены Порошенко и прослушка иностранных политиков
Еще в 2015 году Чернушенко записал видео, в котором рассказал о том, как он стал личным врагом Порошенко. За год до этого — в 2014 году — Порошенко и замглавы его администрации Алексей Филатов потребовали от руководства Апелляционного суда Киева выносить заранее предопределенные решения по ряду дел. Кстати, познакомил Чернушенко с Филатовым сам Порошенко. Тогда главу Апелляционного суда Киева вызвали в Администрацию президента. На этой встрече Порошенко поручил Чернушенко действовать под руководством Филатова. Несмотря на это, судья и подчиненный ему суд выносили решения, который вызвали ярость Порошенко.
Одним из таких решений стал отказ в содержании под стражей сотрудников прокуратуры, проводивших обыски в ювелирном салоне Graff в Киеве в 2014 году. Во время этих обысков сотрудники ГПУ, как позже заявили правоохранители, фактически украли ювелирные украшения. При этом, как утверждали СМИ, среди украденного ими оказались и драгоценности первой леди — Марины Порошенко.
«Это вызвало большое неудовольствие президента Украины, который мне заявил, что суд не защитил интересы семьи президента», — рассказывал Чернушенко.
Сам Чернушенко отметил, что Порошенко фактически признал, что его жена имеет отношение к магазину.
Еще одно дело, которое вызвало неудовольствие Порошенко и также обсуждалась с Чернушенко в здании Администрации президента — это наложение ареста на урожай 2014 года 77 аграрных предприятий. В Апелляционном суде посчитали, что Голосеевский районный суд Киева наложил эти аресты незаконно, и отменил соответствующие решения коллег. Это разозлило Порошенко.
«Как мне позже стало известно, это затрагивало интересы кумы президента, которая непосредственно ко мне после рассмотрения этих дел дважды обращалась и просила найти возможность какого-то решения этих вопросов в апелляционном суде города Киева, на что я ей откровенно заявил, что никаких правовых оснований для наложения ареста на это имущество нет, что существенно нарушаются права аграрных предприятий», — рассказывал позже Чернушенко.
Речь об Оксане Билозир — члене БПП и куме Порошенко.
Это лишь два из нескольких дел, о которых рассказал Чернушенко. Он также заявил, что именно Филатов был заинтересован в «правильном» решении по делу «Нефтегазодобычи», а именно — аресте имущества компании. Кстати, наложить арест требовал следователь ГПУ Дмитрий Сус, который в 2015-2016 годах прославился как исполнитель поручений Порошенко, притом поручений довольно скандальных. Позже сам Сус попал под подозрение и был уволен из ГПУ.
При этом, именно Сус написал рапорт, благодаря которому потом в кабинете Чернушенко и проводили обыски по делу о незаконном вмешательстве в деятельность Апелляционного суда.
«У меня есть еще десятки примеров, которые свидетельствуют о вмешательстве Администрации президента Украины в работу Апелляционного суда города Киева. Вмешательство имеет место и в работу других судов города Киева. Тут нет никаких тайн. В Администрацию президента Украины неоднократно вызвали и других судей Апелляционного суда города Киева, как по конкретным делам, так и по другим вопросам, которые вообще не должны решаться в Администрации президента», — рассказывал в 2015 году Чернушенко.
Однако еще одно заявление Чернушенко, сделанное им четыре года спустя, может вызвать международный скандал.
«Антон Чернушенко ещё раз подтвердил данные, что администрация Порошенко сопровождала телефонными звонками ходатайства правоохранителей на санкционирование прослушивания иностранных дипломатов, послов Франции, Германии, Белоруссии и миссии МВФ в Украине», — рассказал экс-замглавы Администрации президента Андрей Портнов 30 июля 2019 года.
Речь об обвинениях Чернушенко еще 2015 года.
«Даже относительно международных организаций, которые сотрудничают с Украиной, целого ряда посольств, которые находятся в Украине, также совершаются эти мероприятия. Это можно пояснить только политическим заказом… Известно, что есть политическая воля, чтобы получать соответствующую информацию, например, от миссии МВФ, особенно в моменты, когда в Украине находится соответствующая делегация; от представителей ОБСЕ, от фонда Аденауэра и целого ряда посольств, например, Республики Беларусь, Германии, Франции и других», — заявил тогда опальный судья.
Правда, позже это обращение судьи удалили с YouTube, однако оно осталось в украинских СМИ.
Около года спустя — в 2016 году — на Wikileaks появились материалы о том, что СБУ подозревала в шпионаже посла Германии Кристофа Вайля. Собственно, его и прослушивали. Эти документы позже разлетелись по украинскому и русскому сегменту интернета.
«В производстве 1 управления Департамента контрразведки СБ Украины находится контрразведывательное дело №1115, которое заведено 02 октября 2014 года на гражданина ФРГ Кристофа Вайля (Christoph Weil), дипломата посольства ФРГ на Украине, который временно проживает по адресу: Киев, ул. Антоновича, 15 кв. 1, 2, 3», — говорится в документе украинских спецслужб, попавшем в соцсети.
Сотрудник украинской контрразведки утверждал, что в ходе осуществления контрразведывательных мероприятий получены данные о том, что деятельность Вайля на Украине «отмечается активностью в установлении и развитии, с переводом в неформальную плоскость, контактов с представителями органов власти, сотрудниками других диппредставительств, а также неправительственных структур в интересах получения актуальных сведений».
Теперь же Чернушенко подтвердил Портнову слова пятилетней давности. И это может нанести удар по позициям Порошенко за рубежом.
Тем временем в отношении Филатова дело завела уже Генпрокуратура Украины. Учитывая, что этот чиновник считался куратором в АП вопросов с судебной властью, дело против него может вскрыть масштабные злоупотребления в украинских судах. Что характерно, опальный Чернушенко уже год спустя после того, как президентом стал Порошенко, утверждал: главе государства удалось поставить судебную власть под свой контроль, запугав судей. Похоже, последствия правления Порошенко Украине придется расхлебывать не один год.