Ответственность за переговоры будет возложена на нового министра энергетики и угольной промышленности.
Текущий транзитный контракт истекает 1 января 2020 года. Сейчас ведутся трехсторонние переговоры по газу между Украиной, Россией и Евросоюзом.
Данилюк сказал, что для Украины важно сохранить транзит, так как это вопрос получения государственным бюджетом около 3 млрд долларов (195 млрд руб.) в год и функционирования украинской газотранспортной системы.
Хороший, неприятный и плохой
Эксперт в сфере энергетики, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский обрисовал три сценария, по которым могут развиваться события.
«А подписать договор на европейских условиях антимонопольного Третьегоэнергопакета с юридической точки зрения невозможно. Ведь от «Нафтогаза» не отделены активы для создания независимого оператора газотранспортной системы. Оператор не создан и сертификацию Еврокомиссии не прошел», — подчеркнул специалист.
Второй, менее благоприятный, но все-таки мягкий вариант будет похож на грузинский сценарий, подметил эксперт. В этом случае после потери силы контракта газ будет продолжать поступать транзитом по трубопроводу, а в процессе переговоров стороны приходят к единому решению о том, как юридически оформить этот процесс.
Третий сценарий — кризисный. Украина юридически не имеет права препятствовать транзиту энергоресурсов по своей территории ввиду взятых на себя обязательств в рамках Европейской энергетической хартии. Но формальности — это одно, а реальность — совершенно другое.
«В пример я приведу подрыв ЛЭП возле Крыма в 2015 году. МВД квалифицировало такие действия как хулиганство, хотя ими должна была заниматься Служба безопасности и должны были квалифицировать минимум как теракт. Потому что это межгосударственные линии электропередачи», — сказал Землянский.
Эксперт предполагает, что и Москва может остановить транзит, обвинив в этом Украину. Такой прецедент уже был в 2009 году.
Нет смысла останавливать и провальное лобби
При этом Воля уверен, что ничего страшного с украинской ГТС не случится. Потребление газа в странах Европы возрастает, поэтому новые газовые трубопроводы из России («Турецкий поток», оба «Северных потока» и проектируемая третья труба) только дополняют украинскую газотранспортную систему.
«Я не думаю, что Украине удастся пролоббировать уменьшение или прекращение поставок российского газа в Европу как через северные потоки, так и через Южные маршруты — через Турцию. Позиция турецкого руководства касательно этого вопроса остаётся неизменной», — сказал аналитик.
По его словам, такую же позицию относительно российского газа занимает Германия. В независимости от того, какая партия при досрочных выборах будет формировать большинство в Бундестаге и кто будет канцлером.
Россия не только в Европе
Европа подстраховывается на случай форс-мажора, заключая контракты на поставку сжиженного природного газа (и закачку его в подземные хранилища) из Америки и из России — российская компания «Новатэк» активно включилась в процесс.
Да так, что серьёзно взволновался Вашингтон, который думает наложить санкции на российские компании по поставке СПГ. В прошлом году Россия семь раз доставляла в Бостон СПГ. А Австралия и США — крупнейшие в мире производители сжиженного газа. На третьем месте идёт Россия.
Однако из-за действующего уже практически век протекционистского закона американские газовики не могут обеспечить голубым топливом, к примеру, такие штаты, как Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, поэтому выручает «Новатэк». Правда, поставки из-за санкций против РФ и российских компаний осуществляются через французскую, малазийскую фирму или какую-либо другую.
Куда смотрели Яценюк и Гройсман?
С 2014 года украинское правительство ни при премьер-министре Арсении Яценюке, ни при его сменщике Владимире Гройсмане не занималось моделированием ситуации по разрыву контракта с «Газпромом», обнулению газового транзита и прогнозированием последствий такого форс-мажора. Такое мнение у Валентина Землянского.
В этом случае ГТС начинает работать в замкнутом цикле. Комплекс газоперекачивающих компрессорных станций, которые являют собой транзитный потенциал Украины, начинает работать на внутреннего потребителя. Необходимо постоянно удерживать в системе давление, а это около 1-1,5 млрд куб. м. технического газа. Иначе газоснабжение промышленных и бытовых потребителей окажется под угрозой.
«Естественно, все затраты накладываются на внутренних потребителей. То есть к стоимости газа прибавится стоимость его доставки. Так что общая цена резко возрастет. А затраты будут закладываться в коммунальный тариф», — обрисовал перспективу Землянский.
Так вот ты какой, реверс
Другой вопрос — сможет ли ГТС Украины, что называется, «сработать в реверс»? При нулевом транзите из РФ запуск трубы в обратном направлении и получении газа из Европы и поставках газа между странами ЕС, используя украинские хранилища (при таких условиях хорошо заработают европейские газовые трейдеры с «Нафтогазом», о чем давно говорят эксперты в области ТЭК. — Ред.). Немецкие газовики уже воспользовались этой возможностью.
Эту возможность украинские профильные эксперты обсуждали ещё в 2012 году, уже тогда осознавая, что Россия вскоре не будет загружать украинские трубы по полной программе.
В 2009 году в ходе газового конфликта между соседями Киев поставлял на восток страны газ из подземных хранилищ. Но это был своего рода полуреверс. А будет ли полноценное реверсное движение газа в 2020 году?
В 2016 году Украина решила отказаться от российского газа, каждый раз заявляя, что якобы не зависит от него. Это неправда. Так, это показал исследовательский материал газеты «Зеркало Недели», опубликованный в конце декабря 2016 года. Эксперты заключили — государство не включено в газотранспортную систему Европы, а без российских поставок в Старый Свет «чисто европейский газ» никак не получается.
Спустя три года ничего не изменилось. Землянский заявляет, что технически украинская ГТС не готова к реверсу. Система новее не стала, а необходимой работы по модернизации агрегатов линейной части ГТС не проводилось.
«Инвестиционные планы, которые закладывались «Укртрансгазом» (УТГ. — Ред.), не выполнялись. Это официальная информация. Стратегически господин Коболев в плане развития «Нафтогаза» принял за постулат, что с 1 января 2020 года транзит газа из России по территории Украины будет равняться нулю. Поэтому сделано 20-30% работ от намеченного плана. Так что рабочее состояние системы под большим вопросом», — объяснил эксперт.
УТГ — предприятие по транспортировке и хранению природного газа и с 2016 года подчиняется Минэкономразвития в части смены правления и набсовета компании, а также утверждения его финплана и инвестпрограммы, тогда как ранее это входило в компетенцию правления «Нафтогаза». С этого и начался конфликт УТГ с «Нафтогазом».
Издание Украина.ру писало об этих проблемах.
«Нероссийского» газа не хватит
Другой насущный вопрос — дефицит газа при отсутствии транзита через Украину.
«Страна по реверсу может добрать до 25-30 млн куб. м в сутки. Еще около 100 млн кубометров можно поднять из подземных хранилищ в том случае, если заявленная Коболевым цифра в 20 млрд куб. м для отопительного сезона будет выполнена и этот газ будет находиться в подземках. Плюс собственная добыча газа — порядка 50 млн куб. м. Итого мы имеем 170-180 млн куб. м газового захода. В дефиците по потреблению при средненизких температурах составит около 200-250 куб. м — до 50 млн куб. м в сутки», — посчитал эксперт.
Напоминание об ускоренном износе
Соглашаясь с коллегой, экономический эксперт Всеволод Степанюк заметил, что годовой контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» — это лучше, чем ничего. Украина может выиграть 2020-й год, если согласится на условия «Газпрома» по прокачке газа.
«Нафтогаз» требует гарантии по прокачке и новый контракт. Но в прошлом году «Газпром» прокачал через Украину 93 млрд кубометров газа. При вводе «Северного Потока-2» эта сумма может уменьшиться до 40 млрд куб. м. Если «Газпром» и подпишет соглашение с «Нафтогазом», то прокачка составит не более 40 млрд кубов», — уверен финэксперт.
Но Украина проиграет, если какое-либо соглашение с «Газпромом» подписано не будет. Тогда цена на газ резко устремится вверх, как и сказал Землянский. И не только потому, что придется осуществлять реальные реверсные закупки из Евросоюза. И не только потому, что транспортные услуги и стоимость технического газа ляжет на себестоимость газа.
«Но и вся амортизация ГТС ляжет на себестоимость газа. И тогда действительно будет неинтересно, какой газ мы покупаем и почем мы его добываем. А когда Коболев говорит, что необходимо проводить ускоренную амортизацию (об ускоренной амортизации подробнее здесь https://ukraina.ru/exclusive/20190628/1024071615.html — Ред.), то цифры будут расти», — заключил Степанюк.
По его словам, от наличия газа и от его цены зависит химическая и металлургическая промышленность, энергетическая промышленность (при нехватке угля ТЭЦ пользуется газом). С углем в стране проблемы. Альтернативы российскому газу нет.
У всех всё хорошо
Все при этом зарабатывают, подчеркивает Землянский. У европейских газовых компаний все складывается как нельзя лучше, и они не педалируют вопрос сохранения транзита. Ведь недостающие 10-12 млрд кубометров газа в год Украина будет закупать через европейских посредников.
Довольно руководство «Нафтогаза» — ситуация позволяет аккумулировать маржу на своей швейцарской дочерней компании, созданной специально для реверсного импорта.
«Газпром» тоже не в убытке. Он эти 10 млрд продает просто через Европу. У него нет падения продаж», — пояснил аналитик.
Звонком дел не решить
Эксперты сходятся во мнении, что только профильные специалисты в новом правительстве смогут прописать внешнеполитическую стратегию государства и в том числе для президента Владимира Зеленского.
Аналитики уверены, что проблемы будут решены только политическим путём и после неоднократных переговоров, в ходе которых Украина вынуждена будет где-то пойти на попятную, смягчить свою позицию и отказаться от каких-то требований.
Ведь это Украине очень нужен газ и желательно подешевле. Хотя Киев готов переплачивать не только ради политической целесообразности, а разделять прибыль с европейскими трейдерами, а «Газпрому» всего лишь нужно закрыть год задержки ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию и продолжить успешное сотрудничество с Германией, канцлер которой, Ангела Меркель, обещала Украине сохранить транзит.