После того как комитет Сената США по международным отношениям проголосовал за принятие законопроекта о санкциях против компаний, участвующих в строительстве газопровода, официальный представитель федерального министерства экономики Германии заявила немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Наша позиция в отношении экстерриториальных санкций ясна: мы их отвергаем».
«Германское руководство приняло к сведению результаты голосования. Но его позиция по отношению к данному крупному проекту остается неизменной».
«Речь идет о бизнес-проекте, который, естественно, должен соответствовать действующему национальному и европейскому законодательству», — сказала пресс-секретарь и добавила: «При этом должны быть приняты во внимание законные интересы Украины». По ее словам, Берлин хотел бы найти решение, «которое учитывало бы интересы всех заинтересованных сторон».
Строящийся в настоящее время газопровод должен будет соединить Россию и Германию. Американские политики в своих публичных выступлениях сетуют на то, что Европа в результате осуществления проекта станет еще более зависимой от российских поставок энергоносителей.
«Россия имеет большой опыт использования энергоносителей в качестве оружия», — заявил сенатор от республиканцев Тед Круз. Президент Дональд Трамп также неоднократно критиковал новый газопровод.
В то же самое время Вашингтон подталкивает европейцев, и в том числе Германию, покупать больше сжиженного природного газа (СПГ) у американцев. Хотя при нынешних ценах на мировом рынке он не может конкурировать с ценами на российский природный газ.
Строительство «СП-2» осуществляет консорциум под руководством российской компании «Газпром». В него входят WintershallDea, дочерняя компания концерна BASF, австрийская нефтяная компания ОMV, Uniper, RoyalDutchShell и французская Engie. На просьбу газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung прокомментировать итоги голосования, компании отреагировали сдержанно.
«Uniper участвует в проекте «СП-2» исключительно как финансовый партнер. Пока точно не ясно, будут ли действительно введены санкции и в чем конкретно они выразятся, об этом можно только гадать, — сказала пресс-секретарь компании. — Тем не менее, мы очень обеспокоены событиями в США в отношении возможных новых законов о санкциях, нацеленных против «СП-2».
Америка при нынешней администрации претендует на главенствующее положение в глобальной энергетике. СПГ играет тут особую роль, как четко заявил Трамп несколько недель назад на открытии предприятия по сжижению газа в штате Луизиана.
США впервые после 1957 года экспортируют больше природного газа, чем импортируют, благодаря большим запасам сланцевого газа и модернизированным методам добычи.
Закон о санкциях, направленный против «СП-2», должен быть одобрен обеими палатами американского Конгресса. Кроме того, прежде чем он вступит в силу, Трамп должен будет его подписать.
В свою очередь польское интернет-издание BiznesAlertанализирует шансы на то, что президент Трамп объявит о санкциях против «СП-2» в начале сентября в ходе своей поездки в Польшу и Данию.
Белый дом, пишет издание, подтвердил, что президент США с супругой посетят Варшаву и Копенгаген. Целью визита станет, в частности, «противостояние общим вызовам безопасности в регионе».
В официальном сообщении говорится, что Трамп посетит в польской столице мероприятия, приуроченные к 80-й годовщине начала Второй мировой войны, а потом встретится в Копенгагене с королевой Дании и представителями датского бизнеса.
Здесь следует отметить, что именно отказ Дании давать согласие на прокладку газопровода «СП-2» может задержать реализацию этого проекта, который планировалось завершить к концу текущего года.
Трамп отнюдь не случайно решил встретиться с датскими бизнесменами. С одной стороны, это могут быть представители Energinet — компании, которая вместе с польским концерном Gaz-System задействована в проекте создания «Балтийского газопровода».
США поддерживают эту инициативу трех стран НАТО (Польша, Дания, Норвегия), видя в ней инструмент, позволяющий снизить зависимость от российского газа, а значит, соответствующий американской политике безопасности в регионе.
С другой стороны, речь может идти о встрече с компанией Blue Water Shipping, занимающейся транспортировкой и хранением 115 тысяч труб для «СП-2», которую могут затронуть новые санкции.
Как сообщает немецкая газета Handelsblatt, американский президент с большой степенью вероятности может одобрить законопроект санкций против партнеров проекта «СП-2».
Издание указывает, что с ограничительными мерами столкнутся подрядчики проекта (в частности, швейцарская компания Allseas), а в качестве инструментов будет использоваться блокада финансовых транзакций и визовые ограничения.
Принадлежащее «Газпрому» акционерное общество Nord Stream 2 AG занимается оценкой возможных последствий введения санкций и не комментирует тему.
Партнер «Газпрома», австрийская нефтегазовая компания OMV, убеждена, что газ сможет пойти по новому газопроводу уже в конце этого года.
Пойдет ли Трамп на введение ограничительных мер? С одной стороны, такой шаг (как и поддержка проекта «Балтийский газопровод») оправдан с точки зрения политики безопасности США, по поводу которой существует межпартийный консенсус.
Против такого подхода высказываются лишь отдельные отщепенцы вроде республиканца Рональда Пола, который назвал Америку «богом-узурпатором», стремящимся указывать, в какую сторону в мире должен течь газ.
С другой стороны, односторонние американские санкции нанесут удар по компаниям стран ЕС и станут доказательством, что цели политики Вашингтона и Брюсселя расходятся.
Решится ли американский президент объявить о введении санкций в ходе визита в Польшу, сказать сложно. Между тем для него это была бы удобная возможность в очередной раз поднять тему «испорченной» Западной и «здоровой» Восточной и Центральной Европы, которая может рассчитывать на поддержку администрации Трампа. Здесь он предстает в роли одного из лидеров консервативной революции наравне с Виктором Орбаном или Ярославом Качиньским.
Представляется, считает немецкая газета Handelsblatt, что важнее сохранить трансатлантическое единство, чем вводить санкции в отношении «СП-2». Благодаря диверсификации источников газа, поставляемого в Польшу, он уже не представляет экзистенциальной угрозы для Западной Европы, как для Украины.
При этом следует напомнить, что в прошлом Трамп не боялся действовать самостоятельно и ввел ограничения на экспорт иранской нефти, которые нанесли ущерб покупателям в Европе, то есть западноевропейским странам.
Его действия стали примером политики, противоречащей интересам партнеров-участников ядерной сделки: Франции, Германии и Великобритании. Кстати, пострадали также планы польских компаний, рассчитывавших на контракты в Иране.
Что сделает Трамп в Варшаве, с уверенностью предсказать невозможно. Тем, кто наблюдает за международной политикой и проектом «Северный поток — 2», остается первого сентября следить за происходящим в польской столице и задаваться вопросом, решит ли американский президент использовать годовщину начала Второй мировой войны, чтобы сделать очередной неоднозначный шаг, завершает свой анализ издание.