Индексация пенсий перед выборами президента и дополнительные надбавки к ним как неофициального подкупа электората только увеличили дефицит Пенсионного фонда страны и не особо спасают пенсионеров. Инфляция все равно догоняет.
Третьякова давно ратует за накопительную систему. Однако выиграют ли от этого внедрения будущие пенсионеры?
Договор не будет подписан
Экономический эксперт Всеволод Степанюк напомнил, что пенсионная реформа, стартовавшая в Украине в 2017 году, приведет к тому, что официально работающий украинец за 35 трудовых лет перечислит в Пенсионный фонд 92 свои средние зарплаты. Выйдя на пенсию в 65 лет и дотянув до 75 лет, гражданин получит назад только 42 свои зарплаты.
Что же до второго уровня реформы, которым внедряется накопительная пенсионная модель, то, по словам финэксперта, она уже функционирует с середины 1990-х годов. Это и частные пенсионные фонды, и программы пенсионного страхования в страховых компаниях. Как утверждает Степанюк, такими программами пользуется немало частных предпринимателей. Хотя это уже не второй, а третий уровень системы — негосударственные ПФ.
«Но страховая не подпишет с человеком договор пенсионного страхования, если ему больше 35 лет. А вообще страховая выплачивает человеку пенсию не всю жизнь, а столько, сколько он накопил за какое-то количество лет», — предупреждает экономист.
Игнор и саботаж
Мало того, украинские страховики хотят работать только с крупными клиентами и игнорируют пенсионеров с их мизерными деньгами. Об этом говорит Лидия Ткаченко — ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Национальной академии наук Украины. «Негосударственные пенсионные фонды и страховые компании ждут, когда к ним придут корпорации, которые сразу застрахуют большое количество работников. И они не хотят мелочиться и заниматься людьми, что придут к ним, грубо говоря, с одной тысячью гривен», — констатировала она.
Даже государственный «Ощадбанк» охотнее работает с большими заказчиками, а «Укрпочта» грозит остановить доставку пенсий. В последнем случае дело в убыточном тарифе. Но Ткаченко все равно считает, что «это какой-то саботаж и вымогательство» со стороны тех организаций и учреждений, которые должны выполнять свои функции. «Мы не сможем платить нормальные пенсии из тех денег, которые сейчас направляются в пенсионную систему», — говорит социолог. Действительно, собственных средств Пенсионного фонда не хватает на соцвыплаты, и 42% бюджета ПФ — это дотации госбюджета.
Проблемные фонды
В рамках второго уровня реформы пенсионные взносы по лекалам западных стран могут еще и поделить между работодателем и работником. К примеру, по 2% с каждой стороны на спецсчет. Эксперты американского агентства USAID утверждают, что эти пенсионные счета не должны налогооблагаться, а стоимость их администрирования должна быть минимальной.
Экономист Виктор Скаршевский пояснил, что частные пенсионные фонды Украины за все время своего существования показали отрицательную доходность. Ведь граждане могут класть деньги на банковский депозит или вкладывать в облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ). Так, в банке ICU рассказали, что «в среднем по рынку ставки по ОВГЗ составляют 17-18% в гривне и 5-7% в долларах по сравнению со ставками депозитов — соответственно 15% и 2-3%, доход по которым к тому же облагается налогом».
Однако эксперты банковской сферы предупреждают: в ОВГЗ можно вкладывать, но не на падающем финансовом рынке, характерном для Украины. «Просто покупая доллары или евро, гражданин заработает себе большую пенсию, чем на таких вкладах», — уверяет эксперт.
Принять и отменить
Законопроект №6677, находящийся на рассмотрении в Раде, предусматривает, что вкупе с ЕСВ процент обязательного отчисления работодателя в НПФ будет увеличиваться — от 2% до 7%. Скаршевский привел в пример страны Восточной Европы, в том числе и России, когда те ввели второй уровень пенсионной системы, так как одна солидарная система просто не тянет выплату пенсий. Но потом стали массово отказываются от этой идеи.
«Например, Венгрия и Россия национализировали накопительную систему и внедрили в солидарную систему. Так же поступила Польша. Эстония установила ставку отчисления на второй обязательный уровень в 0%, фактически его отменив. Чехия в 2013 году ввела второй уровень, а в 2016-м отменила», — перечислил Скаршевский.
70 долларов прибавки
При этом, по его подсчетам, доплата к солидарным пенсиям от второго накопительного уровня у восточно-европейских соседей Украины составляла в среднем мизерные 20-30 евро в месяц, которые не решают денежных проблем. Точно так же получится и в Украине.
«К примеру, у нас средняя зарплата составляет 10 тыс. гривен и вводится 7% обязательных отчислений во второй уровень (700 грн/мес.). Допустим, человек отчисляет 25 лет (210 тыс. грн). Допустим, 10 лет он проживет на пенсии. Прибавка к ней составит 1750 грн, или $70 в месяц», — подсчитал финэксперт.
Лидия Ткаченко в этой связи заметила, что хорошо бы, чтобы эти 7% обязательно были разделены между работодателем и наемным работником, а государство должно взять на себя администрирование этого процесса. «Для пенсионеров по нынешним временам 700 гривен в месяц — это очень большие деньги. Да, работая, он будет получать на 700 гривен меньше, но если половину этой суммы будет платить работодатель, это будет иметь большое значение», — сказала она.
Ниже минимума
Эксперты в один голос заявляют: 9 млн пенсионеров, а это порядка 80% всех пожилых людей страны, получают пенсию ниже прожиточного минимума (для трудоспособных граждан — 2007 грн; для ребенка до 6 лет — 1699 грн; для ребенка 6-18 лет — 2118 грн; лиц, утративших трудоспособность, — 1564 грн).
«Из 22% ЕСВ только 19% идут в Пенсионный фонд. Допустим, средняя зарплата, снова же, составляет 10 тыс грн. Умножаем эту сумму на 19%, и фактическая пенсия, которую обеспечит украинская экономика по солидарной системе, — 1900 грн», — подсчитал финэксперт Скаршевский.
А ведь через месяц осень, когда традиционно и существенно поднимутся цены на коммуналку, продукты питания, услуги и товары. По данным профсоюзов, прожиточный минимум в стране должен быть минимум 6 с лишним тысяч гривен.
Работа, налоги и золото
Проблемы в солидарном пенсионном обеспечении решаются «чисто механически»: нет плательщиков ЕСВ — поднять пенсионный возраст; мало идет в ПФ — поднять ставку ЕСВ. Таким образом, минимальная пенсия была бы на уровне прожиточного минимума и денег бы хватило.
Но причины кроются и в низкой официальной занятости украинского народа. С одной стороны, экономисты и эксперты сетуют, что ЕСВ от минимальной зарплаты был снижен с 42% до 34,7% и потом до 22%, и поэтому отчисления в ПФ упали. С другой стороны, налоговая нагрузка на бизнес осталась, особенно с резким ростом минималки. А с 2017 года обязательная выплата ЕСВ даже в перерыв между активными работами заставила мелких предпринимателей свернуть дело и уйти в тень.
Крупный бизнес уклоняется от налогов под маской физлиц, немало работников получают основную зарплату в конвертах, а официально — минимальную. Хотя в последнее время фискалы и комиссия по труду регулярно осуществляют рейды по налоговым уклонистам.
Как бы то ни было, эксперты по социалке предупреждают: если человек не будет делать накоплений уже с 20 лет, то никакой пенсии, кроме минимальной соцподачки, он не получит.
По словам Всеволода Степанюка, по оценкам ООН, в Украине объем среднего класса составляет 6-8% от населения. Остальные граждане находятся в разной степени бедности. Для пенсионных отчислений нужны излишки доходов, что «в Украине вообще нереально».
«Если у вас есть лишние 800 гривен в месяц, купите на 5000 гривен в год 10 граммов банковского золота, и так каждый год. И вы накопите себе на старость», — порекомендовал эксперт.