Русский язык мой — друг мой
И для Молдавии, и для Украины проблема русского языка одна из самых болезненных. Во многом из-за нетерпимости местных националистов разгорелся в 1992 году вооруженный конфликт в Приднестровье, в результате которого Молдавия де-факто регион потеряла.
Немаловажную роль сыграл «национальный вопрос» в разжигании вооруженных столкновений на Донбассе.
И в первом, и во втором случае радикально настроенные политики Молдавии и Украины винят в случившемся Россию, а лидеры стран стараются на официальных встречах говорить на родных языках, сознательно игнорируя русский.
Нет никаких сомнений в том, что и дальше переговоры велись без переводчиков. Конечно, выступая позже на пресс-конференции, и Зеленский, и Санду русский язык уже игнорировали: первый говорил на украинском, а вторая на… английском. Впрочем, Майя Григорьевна не упустила возможность Владимира Александровича уважить, зачитав на украинском начало своего спича: «Мы поддерживаем территориальную целостность Украины и чувствую глубокое уважение к украинским солдатам, которые отстаивали территориальную целостность Украины».
Впрочем, это было небольшое лирическое отступление, красноречиво показывающее, что поиск общего языка не всегда означает применение силы. Более того, он объединяет даже тех, кто по каким-то причинам испытывает личную неприязнь к собеседнику или политику. Во время украинско-молдавской встречи общим языком стал русский, и это никого не удивило.
Федерализации и олигархам — нет, нет, нет!
1. Взаимоподключение энергосистем с европейскими системами. Это очень актуально в связи с возможной остановкой транзита газа через территорию Украины.
2. Экстрадиция украинского судьи Чауса, который в народе получил прозвище «консерватор»: правоохранители после его задержания в 2016 году показали, что он хранил деньги в стеклянной банке. Его обвиняют в получении 150 тысяч долларов взятки. В настоящий момент проживает на территории Молдавии, куда ему удалось сбежать и где он просил политического убежища (получил отказ).
3. «Дифференцированный подход» к функционированию школ с украинским языком обучения в Молдавии.
4. Пересечение госграницы гражданами по удостоверениям личности (сейчас это возможно только при наличии загранпаспорта).
«Украина и Молдавия остаются не только соседями, но и надежными партнерами. Обе страны не допустят навязывания планов по федерализации, а объединяет нас общее желание — чтобы на наших территориях не было российских войск», — подчеркнул Владимир Зеленский.
Майя Санду в свою очередь заверила, что Молдавия полностью поддерживает территориальную целостность Украины.
«Мы с президентом Зеленским обсудили три блока вопросов: региональная безопасность, евроинтеграция, строительство надежных и функциональных госструктур», — рассказала премьер.
В общем, по словам участников встречи, общая и главная проблема у стран — «это сопротивление российской агрессии и сохранение территориальной целостности Украины и Молдавии».
Девичья память
В этой связи нелишне напомнить, что Майя Санду «забыла» рассказать Владимиру Зеленскому, что сама смена власти в Молдавии и коалиция прозападного блока АКУМ и пророссийской партии социалистов стала возможным после визита в Кишинев вице-премьер-министра России Дмитрия Козака. Видимо, приберегла это для следующей встречи. А может быть, тут все как с русским языком — надо же официально держать марку перед западными партнерами.