Пять лет тому назад, осенью 2014 года, среди прочих в Верховной Раде оказалась партия «Оппозиционный блок». Она стала четвертой по численности в 450-местном парламенте. 29 депутатов-«оппоблоковцев» отстаивали интересы своего электората.
Скромный на первый взгляд результат бывших «регионалов» на деле был сродни подвигу. Участвовать в выборах на Украине сразу после Майдана, во время войны и колоссальных потерь украинской армии для силы, представителей которой подозревали в соучастии расстрелам на Майдане, а также в коллаборационизме, было весьма непросто.
В то время большинство в парламенте получил «Блок Петра Порошенко», заполучивший 132 места.
Спустя пять лет, на фоне тотального разочарования украинцев в политике Порошенко, «Оппозиционный блок» не только не набрал популярности, а и вовсе скатился на дно рейтингов политсил. Когда-то популярная партия, согласно соцопросам, скорее всего, не преуспеет на грядущих выборах в Верховную Раду.
Так, за эту партию, согласно свежему опросу Киевского международного института социологии, проводившемуся с 1 по 7 июля, готово проголосовать лишь 2% среди всех, кто собирается голосовать на выборах. Среди тех, кто собирается голосовать и уже определился с выбором, желающих отдать свой голос «Оппозиционному блоку» чуть больше — 2,5%. Но и это вдвое меньше, чем избирательный барьер в парламент. Если давать разбивку по регионам, то на востоке Украины за эту партию готово проголосовать 6% избирателей, в то время как на юге — 0,6%, в центре — 1,7%, а на западе — 0%.
Причина такого падения — спонсоры и первые лица партии.
Непотопляемый
Главным спонсором «Оппозиционного блока» является украинский олигарх Ринат Ахметов. Несмотря на связь с «Партией регионов», этот бизнесмен относительно спокойно пережил Майдан 2014 года. В сентябре 2018 года он даже, единственный среди украинцев, попал в рейтинг миллиардеров от Bloomberg, поднявшись там с 393-го на 282-е место. Как указывало американское издание, его капитал составил $6,01 млрд, увеличившись за год на $1,3 млрд. В октябре же 2018 года украинское издание «Новое время» назвало Ахметова самым богатым украинцем. Более того, по данным «Нового времени», рост состояния олигарха был более внушительным — на 76%, или на $5,3 млрд. В целом богатство Ахметова украинские журналисты оценили в $12,2 млрд.
Такое процветание в стране, половина которой Ахметова, мягко говоря, не любила (олигарх ранее спонсировал «Партию регионов» и был в тесных отношениях с беглым президентом Виктором Януковичем), было во многом обеспечено тесным сотрудничеством с властью. Украинские журналисты обвиняли Ахметова в сговоре с пятым президентом Украины Петром Порошенко. Так, вопросы вызывала введенная властью формула «Роттердам+», согласно которой цена при производстве электроэнергии на ТЭС Украины формировалась из учета стоимости топлива, которая, в свою очередь, определялась по формуле: цена угля в портах Амстердам — Роттердам — Антверпен + стоимость его доставки в Украину. Ахметов, который владел шахтами в Донбассе, поставлял на свои ТЭС уголь по одной цене, но в тарифы на электроэнергию закладывалась «роттердамская» цена на уголь.
«Президент и олигарх договорились, вследствие чего об антимонопольном расследовании (в отношении компаний Ахметова. — Ред.) забыли, а через несколько месяцев родилась схема «Роттердам+», — утверждал украинский журналист и депутат Сергей Лещенко.
В обмен на это подконтрольные депутату политсилы поддерживали президентские инициативы в Верховной Раде.
Даже после поражения на выборах сотрудничество Порошенко и Ахметова не прекратилось. Так, Порошенко выступал в качестве эксперта на телеканале Ахметова «Украина». Что характерно, сам пятый президент Украины выложил это видео у себя в Facebook.
Фактически, это был не комментарий, а предвыборная агитация. И это в то время как члены «Оппоблока» грозятся чуть ли не разорвать Порошенко голыми руками.
Впрочем, о членах партии — особый разговор.
Без лица
Казалось бы, в «Оппозиционном блоке» хватает популярных политиков. Тут и борец за права православных Вадим Новинский, что должно было «выстрелить» в период активных гонений на каноническую православную церковь, и популярный днепровский политик Александр Вилкул, и молодой Евгений Мураев, который называл Порошенко «мародером, подонком и мерзавцем». Но близость главного спонсора «Оппоблока» к Порошенко «убивает» рейтинги политиков партии.
«Не можете служить Богу и маммоне», — эти слова из Нагорной проповеди Христапомнят и украинские православные, а потому членство того же Новинского, который многое делает для защиты Украинской православной церкви, в партии, финансируемой бизнес-партнером гонителя УПЦ Порошенко, у многих вызывает вопросы. Кстати, сам Новинский пошел на выборы не в партийном списке, а как мажоритарщик.
«Люди интересуются, почему мы не объединились. Интересуются, почему в списке «Оппозиционной платформы», которую возглавляет Бойко, находятся 11 представителей Петра Порошенко. Люди спрашивают, что делает в списке ярый непокаявшийся националист Илья Кива, который обещал расстреливать автобусы с переселенцами, едущие с Донбасса в Киев, а также хоронить «вату» в земле, участвовал в подрыве энергоопор, которые снабжали Крым электричеством, что привело к отторжению жителями Крыма украинской власти. Он не был наказан и сейчас находится в этих списках», — обращается член «Оппозиционного блока» Мураев к более успешным конкурентам из «Оппозиционной платформы — За жизнь», не замечая «бревна в глазу» своей партии.
Его призывы, а также слова о «подонке и лжеце» Порошенко звучат особенно забавно, учитывая, что союзник «Оппоблока» Геннадий Кернес всего несколько месяцев назад поддерживал Порошенко и агитировал за него на выборах.
«За какого президента голосовал бы Кернес? Я могу сказать. За Порошенко. Почему? Потому что он прикладывал достаточно много усилий, чтобы в Харькове было финансирование метрополитена, и к вопросам, связанным с децентрализацией межбюджетных отношений», — нахваливал Кернес Порошенко в декабре 2018 года.
В результате, если верить опросу КМИС, оппозиционными политиками членов «Оппоблока» считают не так уж и много украинцев.
Так, лишь 1,4% украинцев первым среди оппозиционных политиков назвали Вилкула, 1,1% — Мураева, 0,6% — Новинского, 0,4% — Кернеса и 0,5% — мэра Одессы Геннадия Труханова.
Для сравнения, Виктора Медведчука — одного из лидеров «Оппозиционной платформы — За жизнь» — первым оппозиционным политиком назвали 8,7% опрошенных социологами. Это второй показатель после лидера «Радикальной партии» Олега Ляшко. Другие популярные члены «Оппозиционной платформы» тоже не пасут задних. Так, Юрия Бойко первым оппозиционным политиком считают 7,1% украинцев, а Вадима Рабиновича — 5,3%.
При этом пророссийский электорат на Украине воспринимает обвинения «Оппозиционной платформы — За жизнь» (более удачливого конкурента «Оппозиционного блока) в том, что та сотрудничает с Кремлем, не как негатив, а как позитив. Москва им всяко симпатичнее Роттердама. А рейтинг «Оппоблока» продолжает падать на дно.