Прошёл месяц с момент вступления Владимира Зеленского в должность президента Украины. За это время он успел объявить досрочные парламентские выборы, отменить больше сотни указов своих предшественников, отправить в отставку губернаторов, совершить официальные визиты в Бельгию, Германию, Францию. Более того, Зеленский даже выразил готовность к проведению переговоров с Россией, но дальше слов дело не пошло.
Шагом, который способствовал бы восстановлению отношений между Киевом и Москвой, может стать освобождение главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского, имеющего двойное гражданство. За 13 месяцев следствие так и не представило доказательств совершения им государственной измены, которая якобы выражается в поддержке ДНР и ЛНР. Как рассказал сам журналист, поводом для задержания стала новостная заметка «Атака на УПЦ. Кто виноват в отказе автокефалии» на сайте РИА Новости Украина, в которой представлено две противоположные точки зрения, взятых из открытых источников, на предоставление автокефалии.
Отличие от Вышинского, моряки ВМС Украины и двое сотрудников СБУ, освобождения которых Киев регулярно требует, признались, что совершили провокацию в Азовском море, нарушили государственную границу РФ намеренно и осознанно. Иными словами, эти два дела несопоставимы, но в качестве жеста доброй воли Россия, с большой долей вероятности, согласилась бы на параллельное помилование, как было с бывшей военнослужащей ВСУ, а ныне депутатом Верховной Рады Надеждой Савченко и россиянами Александром Александровым и Евгением Ерофеевым 25 мая 2015 года. Однако со стороны Киева начинать диалог об освобождении моряков, не говоря ни слова о Вышинским, по мнению политолога Александра Асафова, абсурдно.
Раз власти Украины молчат и не проявляют желания урегулировать дело Вышинского полюбовно, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич на заседании в Государственной Думе предложил перейти к жёстким мерам, поскольку в противном случае ситуация, по его мнению, не изменится.
«Надо отвечать. Око за око, зуб за зуб. Взяли, задержали у себя двух украинских журналистов, поменяли их на Вышинского. А пока мы будем так относиться, нас будут класть лицом на пол в аэропорту», — заявил он.
Модератор той дискуссии, председатель комитета Государственной Думы по международным отношениям Леонид Слуцкий сказал, что парламентарии могут предложить руководству страны использовать такой элемент реакции в некоторых особо серьёзных случаях.
Впрочем, надежда на то, что добиться освобождения Вышинского удастся и без применения крайних мер, хоть небольшая, но всё же остаётся.
«Мы слышали также определённые заявления из Киева о том, что там тоже есть понимание необходимости продвижения в этой области (обмен заключёнными — ред.). Здесь, конечно, потребуется двусторонняя работа, которая не может быть открытой и публичной, поэтому в данном случае нужно просто набраться терпения», — сказал 21 июня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В интервью изданию Украина.ру директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинскийзаявил: «Если бы Вышинского отпустили под домашний арест или под залог, это был бы один слабый сигнал о том, что с Зеленским можно хоть о чём-то договариваться. Это также позволит Москве сделать определённые шаги навстречу Киеву».
Одержав более чем убедительную победу на президентских выборах, Владимир Зеленский не стал затягивать с объявлением парламентских выборов, чтобы на волне успеха обеспечить своей партии большинство мест в Верховной Раде, а себе — лояльный парламент. Сейчас он применяет ту же практику, что и весной — чем меньше говоришь, тем меньше возможность использовать против тебя твои же собственные заявления. Украинцы благодарны Зеленскому уже за то, что избавили их ещё от 5 лет жизни при президенте Порошенко, но с каждым днём всё чаще нового главу государства называют «мини-Порошенко», поскольку его риторика слово в слово повторяет тезисы Порошенко. Достаточно вспомнить казус с речью во время визита в Брюссель.
Именно сейчас Зеленский, который начал свою политическую карьеру с нуля, который не имел связей ни с какими политическими силами, кроме своей «Слуги народа», мог бы начать всё с чистого листа и не словом, а делом доказать, что он игрок самостоятельный и повторять ошибок предыдущих властей не будет. Лично к нему Вышинский никакого отношения не имеет — вышел бы журналист на свободу, сдал свой украинский паспорт (о выходе из гражданства Украины его адвокаты ещё весной передали прошение в Администрацию президента Украины), уехал бы в Россию и всё.
На пресс-конференции «Форточка возможностей президента Зеленского», которая прошла 21 июня в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания Украина.ру, радиоведущий Армен Гаспарянподчеркнул, что история Вышинского — это одно из базовых преступлений украинской власти против основополагающих европейских ценностей, о которых постоянно рассказывают представители Киева.
«Зеленский же сказал, что является приговором режиму Петра Порошенко. Есть какая-то реакция Зеленского? Нет. О каком окне, форточке, щёлочке и скважине возможностей для переговоров можно говорить? Для меня это всё весьма сомнительно», — сказал он.
Об ущемлении свободы слова на Украине не понаслышке знает журналист Руслан Коцаба, которого арестовывали по обвинению в государственной измене за публичный призыв отказаться от мобилизации, ему же принадлежат слова, что происходящее на востоке Украины — это гражданская война, и в Донбассе российских войск нет — есть ополченцы.
«То, что на Украине есть политзаключённые, узники совести — это, во-первых, унижает самого президента, который выглядит лжецом и недальновидным человеком, и, во-вторых, создаёт впечатление у нас, бывших политзаключенных, что ничего не изменилось», — сказал Коцаба в интервью изданию Украина.ру.
Закрытие дела Вышинского, несомненно, повысило бы авторитет Зеленского в глазах как рядовых украинцев, так и его иностранных коллег, однако воспользоваться этой прекрасной возможностью он не хочет, а надо бы.