Этой техногенной катастрофе и ее последствиям и посвящен американо-британский сериал «Чернобыль», который вышел 6 мая и стал причиной возросшего интереса к сегодняшнему Чернобылю.
Так, Reuters ссылается на компании, которые организуют туры в зону отчуждения. Они говорят о 30-40% роста турпотока, и после окончания сериала эта цифра будет только расти.
Директор SoloEast Travel Сергей Иванчук отметил, что в мае, когда HBO начал показывать сериал, количество туристов увеличилось на 30%. Заказы на июнь, июль и август выросли на 40%.
Глава Ассоциации чернобыльских туроператоров и основатель компании Chernobyl Tour Ярослав Емельяненко также ожидает увеличения потока туристов до 40%. Экскурсовод Виктория Брожко рассказала, что туристы уже задают много вопросов о сериале.
Из иностранных туристов в Припять едут преимущественно жители стран Европы и США. Англоязычные туры дороже и стоят около 100 долларов на человека.
В зону отчуждения после сериала также отправляются иностранные журналисты. Так, в мае Чернобыль посетил редактор британского журнала GQ Аарон Каллоу. В своей колонке он написал, что был в группе из 17 человек. Гид Николай рассказал им, что в тот день зону должны были посетить до 2000 человек.
Посмотреть эту публикацию в InstagramTotal rads: 2 μSv #chernobyl #ukraine
Публикация от Aaron (@aaroncallow) 18 Май 2019 в 8:26 PDT
В свою очередь автор The Guardian Меган Нолан раскритиковала туры в Чернобыль. Она была в зоне отчуждения в ноябре 2018 года. Ей не понравилось, что гиды делают акцент на потенциальной опасности.
«Мы махали счетчиками Гейгера не потому, что это было нужно, а потому, что те, кто привел нас туда, думали, что мы хотим чувствовать себя рядом с опасностью», — рассказала она.
В связи с ростом популярности этих туров в апреле 2019 года Белоруссия впервые открыла зону отчуждения для туристов. Могильников техники и мертвых городов на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника нет, поэтому туристов будут водить преимущественно по выселенным деревням.