Создатели сериала постоянно стараются не только обеднить состав ликвидаторов аварии, вместо тысяч учёных и руководителей разных уровней, выставляя лишь Щербину, Легасова и вымышленную Хомюк, но и оглупить всю работавшую над решением проблем систему.
Характерен в этом смысле показ работы по разбору завалов из графита и металлоконструкций на крыше энергоблока. Нам представляют дело так, что трусливое Политбюро обмануло немцев относительно уровня радиации в зоне работ, и те прислали бесполезную машину-робота «Джокер», которая почти сразу сломалась. На самом деле в той или иной форме доказали свою недостаточную пригодность все роботы, как отечественной, так и зарубежной сборки. Они работали медленно, были слишком слабыми для требовавшегося при строительстве саркофага темпа зачистки крыши, а главное — для того, чтобы выручать этих роботов из тех или иных проблемных ситуаций, требовались усилия множества людей, подвергавшихся при соприкосновении с заражённым металлом облучению.
Именно так и вызрело решение применить «биороботов», или, как их прозвали в самом Чернобыле, «крышных котов». Если общие черты их работы показаны довольно точно, то вот в деталях создатели сериала произвели ту же самую деинтеллектуализацию русских, как и во всём остальном. Действия «котов» подчинялись строгому алгоритму. Они не блуждали по крыше, выискивая, какой бы кусок графита прихватить лопатой и сплошь и рядом спотыкаясь. На крыше была проведена тщательная дозиметрическая и фотографическая разведка. Была составлена карта — где лежат наиболее радиоактивно опасные для человека обломки трубок тепловыделяющих сборок, где, напротив, есть укрытия, нахождение в которых сравнительно безопасно. Каждый выходивший на крышу «кот» твёрдо знал, к какому участку он идёт и какой объект должен убрать. Весь процесс контролировался с множества установленных по периметру телекамер. Везде, где возможно было применить технологичные решения — они применялись.