Одесский припортовый: смерть завода грозит Украине экологической катастрофой

Во вторник, 4 июня, в Киеве обсуждают восстановление работы и стратегию развития ПАО «Одесский припортовый завод». В то же время ситуация на предприятии остаётся крайне тяжелой
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Для обсуждения в столице Украины собрали пресс-конференцию, на которой выступают вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Виталий Колесников и советник-консультант УСПП Дмитрий Березовский. Однако последние новости с предприятия не добавляют спикерам оптимизма.

Иск на 250 миллионов долларов

20 мая стало известно, что компания «Одесский припортовый завод» должна будет выплатить $250 млн компании влиятельного бизнесмена Дмитрия Фирташа. Киевский апелляционный суд признал справедливость решения Стокгольмского арбитража о взыскании более $250 млн с ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) в пользу Ostchem Holding Limited Фирташа и разрешил его выполнение.

В 2016 году Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма постановил взыскать с ОПЗ в пользу Ostchem Holding Limited $250 млн за газ, который Ostchem поставляла на завод в 2013 году. Позже решение было отменено на территории Украины.

На Одесском припортовом заводе выплатили долги по зарплате, но запуск не планируютЗамдиректора Одесского припортового завода (ОПЗ) Николай Щуриков на данный момент не знает, когда запустят предприятие, при этом он утверждает, что все долги по выплате зарплаты погашены. Об этом он сообщил местному изданию «Таймер» 25 апреля

Согласно документу, ОПЗ в соответствии с решением Стокгольмского арбитража от 25 июля 2016 года должен заплатить Ostchem почти $193,26 млн основного долга и $57,98 млн штрафов.

ОПЗ возражал против такого определения украинского суда, отмечая, что предприятие стоит с середины 2018 года, и выполнение решения Стокгольмского арбитража приведет к банкротству и угрозам техногенной и экологической катастрофы.

Апелляционная жалоба на это определение может быть подана в Верховный суд в течение 30 дней.

Завод как переходящее знамя

Одесский припортовый завод — уникальное госпредприятие. Его контролировал сначала Игорь Коломойский, потом премьер Арсений Яценюк, а после того как последний перестал быть главой правительства, Одесский припортовый (крупнейший в Европе завод по производству минеральных удобрений!) контролировал бизнес-партнер и личный друг ПетраПорошенко, народный депутат Игорь Кононенко.

Приватизировать Одесский припортовый в предыдущую каденцию президента Порошенко так и не удалось. Хотя он несколько раз выставлялся на торги. По слухам срыв приватизации произошел из-за хорошо организованного противодействия этому структур, контролируемых олигархом Игорем Коломойским, который, даже выехав за пределы страны, никогда не отказывался от перспектив вернуть себе контроль над предприятием.

Попытки приватизации провалились

Одесский припортовый завод могут передать в управление Аграрному фонду или «Нафтогазу»Одной из возможностей решения проблем Одесского припортового завода (ОПЗ, город Южный, Одесская обл.) может стать передача его в управление или аренду ПАО «Аграрный фонд». Об этом, в субботу, 23 февраля говорится в сообщении Одесской облгосадминистрации
ОПЗ пытаются приватизировать с 1993 г. Но до дела дошло лишь в 2009-м, когда в конкурсе приняли участие «Нортима» украинского олигарха Игоря Коломойского, «Азот-Сервис», подконтрольный «Газпрому», и «Фрунзе-Флора» российского бизнесмена Константина Григоришина. Выиграл конкурс Коломойский, предложивший за завод $625 млн, но тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко отменила результаты тендера, заподозрив организаторов и покупателя в сговоре.

О необходимости приватизации ОПЗ снова серьезно заговорили после смены власти в 2014-м.

Но за последние годы новой власти цена ОПЗ упала в 10 раз — с $527 млн до $54 млн. Один из крупнейших заводов страны попросту простаивает, накапливая долги.

Правительство Украины еще при Яценюке неоднократно заявляло о намерении возобновить крупную приватизацию с продажи на конкурсе 99,5% акций ОПЗ. Директор предприятия оценивал его в $600-620 млн, а тогдашний премьер Арсений Яценюк был уверен, что завод быстро купят по самой высокой цене — называлась даже сумма в $1 млрд!

В 2016 году Фонд госимущества Украины дважды пытался продать ОПЗ: в июле по стартовой цене 13,175 млрд грн (около $527 млн), а затем, в декабре, по сниженной цене в 5,16 млрд грн. Однако оба раза безрезультатно. На участие в аукционе по приватизации предприятия не подал заявку ни один инвестор.

В итоге Фонд госимущества перенес приватизацию завода еще на год. А госбюджет-2017 получил от приватизации в 5 раз меньше запланированного — 3,3 млрд грн из 17,1 млрд грн за счет мелких предприятий.

Возможно, инвесторов отпугнула убыточная деятельность завода (в первом квартале 2016 года ОПЗ получил чистый убыток 418,6 млн грн), а также наличие большой задолженности предприятия, в том числе перед Group DF Дмитрия Фирташа ($193 миллиона задолженности за поставленный на предприятие газ).

Поэтому фактически при стартовой цене торгов в 13,2 млрд гривен более половины цены нужно доплатить, чтобы рассчитаться с долгом перед компанией, за которой стоит Фирташ.

Губернатором Одесской области станет человек Коломойского и адвокат одноруких бандитовВо вторник, 28 мая, на Украине стало известно о готовящемся первом по-настоящему знаковом назначении - руководителем Одесской областной госадминистрации по решению президента Владимира Зеленского предложено стать Григорию Трипульскому, известному в Одессе «адвокату одноруких бандитов»
Не обошлось и без политики: НАБУ арестовало двух руководителей завода по подозрению в растрате 205 миллионов гривен, принадлежащих предприятию. Михаил Саакашвили, в то время губернатор Одесской области, обвинил тогда задержанных в том, что они перекачивали деньги с ОПЗ в компании, связанные с лидерами «Народного фронта».

История былого успеха

Чтобы понять суть проблемы, необходимо обратиться к истории ОПЗ. Аммиакопровод Тольятти-Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Это был единственный в Советском Союзе и пятый по счету в мире аммиакопровод. Всего их существует 10.

Одесский припортовый завод изначально задумывался как конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса. Были запущены два цеха по производству аммиака, налажена перезагрузка аммиака и карбамида на танкеры. Предприятие имеет комплекс по перегрузке аммиака мощностью 4 млн тонн в год, карбамида — 3,6 млн тонн в год и карбамидно-аммиачной смеси, рассчитанный на 500 тыс. тонн в год.

В 2000-х годах Украина начала наращивать экспорт удобрений. Тому было много предпосылок.

Во-первых, дешевый газ: цена газа для украинских заводов долгое время составляла $50/тыс. м куб. без доставки. В результате себестоимость аммиака была меньше $100/т, притом что на мировом рынке цена на аммиак с 2003 г. редко опускалась ниже $300 на условиях FOB, Черное море, а в 2008 г. и вовсе достигла $850-900/т.

Сверхприбыли в буквальном смысле окрыляли владельцев заводов, которые с конца 1990-х размывали миноритарные пакеты акций, делали эмиссии, увеличивали собственный капитал, выводили прибыли за рубеж — но никто из них не задумывался о завтрашнем дне, понимая, что газ может вырасти в цене, а предложение аммиака и карбамида на мировом рынке постоянно увеличивается. Владельцы заводов, пользуясь возможностью, выкачивали миллиарды долларов из своих предприятий. При этом в бюджет уходили крохи.

Молодое украинское государство от государственных предприятий ОПЗ и ГП «Укрхимтрансаммиак» (УХТА) получало в казну больше, чем от всех химических заводов вместе взятых. Парадокс. В 2008 г. чистая прибыль ОПЗ составила 796,98 млн грн, примерно такой же доход мог принести УХТА. Объективно, ежегодно при рациональном использовании оба аммиакопровода в Украине могли бы получать прибыли по $100 млн каждый. Но завод в 2010 г. ушел в убыток, сумев получить прибыли только в 2011-м, а с 2013 г. и вовсе борется за выживание.

Точка невозврата. Руководство заявило о критическом состоянии Одесского припортового заводаПо словам заместителя директора предприятия Николая Щурикова, один из флагманов химической индустрии Украины может скоро превратиться в груду металлолома, а все происходящее на Украине воспринимается как сон, от которого невозможно очнуться
В условиях нестабильной мировой конъюнктуры на рынке азотных удобрений для украинского государственного азотного гиганта единственным способом выжить была перевалка аммиака.

Предприятие, которое никому не нужно

Переваливая в 2000-х в месяц по 150 тыс. т российского и по 80-130 тыс. т украинского аммиака, завод получал ежемесячный доход около $1,5-1,8 млн. За год могла накопиться сумма в $18-19 млн. В 2010-х стоимость перевалки росла, достигнув в 2015 г. $20,22/т, а доход от перевалки позволил заводу минимизировать убытки и выжить в сложный период мировой конъюнктуры.

Суммарный доход только от перевалки российского аммиака исчислялся в $48-49 млн в год. Но ведь есть еще и карбамид, то есть только на перевалке завод мог легко зарабатывать $60 млн в год, ничего не производя.

Как неоднократно отмечалось в прессе, до сих пор у России не было своих мощностей по перевалке аммиака на экспорт, кроме как через трубопровод Тольятти-Одесса и ОПЗ, который и переваливает львиную долю российского аммиака на танкеры. Это примерно 1,8 млн тонн аммиака в год, а оставшиеся (значительно меньшие) объемы едут в прибалтийские порты железнодорожным транспортом, что заметно повышает стоимость логистики.

Но в какой-то момент украинская власть, равно как и с газопроводом, также проходящим через территорию Украины, решила, что можно извлекать из транзита (газа, аммиака и проч.) максимальные не только финансовые, но и политические выгоды. И транзит (любой) через Украину попросту решили сделать главным аргументом в спорах с северным соседом по любому поводу.

Тем временем, пока украинская власть пыталась безуспешно приватизировать ОПЗ, в российском порту Тамань российское предприятие «Тольяттиазот» (ТоАз) завершает работы по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида. Проектом предусмотрено введение двух очередей, вторая будет запущена не ранее 2020 года. ТоАз является единственным поставщиком аммиака по трубопроводу из РФ в Украину, и после переориентации российского предприятия на работу с портом Тамань, Одесский припортовый потеряет миллионные прибыли.

Не исключено, что в одно время с продажей ОПЗ в России будет запущен собственный проект перевалки аммиака, который сделает завод в Одессе никому не нужным объектом. По сути, строительство новой ветки аммиакопровода в Тамань грозит Украине полным отказом россиян грузить аммиак через порт Южный.

Рекомендуем