Для обсуждения в столице Украины собрали пресс-конференцию, на которой выступают вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Виталий Колесников и советник-консультант УСПП Дмитрий Березовский. Однако последние новости с предприятия не добавляют спикерам оптимизма.
Иск на 250 миллионов долларов
20 мая стало известно, что компания «Одесский припортовый завод» должна будет выплатить $250 млн компании влиятельного бизнесмена Дмитрия Фирташа. Киевский апелляционный суд признал справедливость решения Стокгольмского арбитража о взыскании более $250 млн с ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) в пользу Ostchem Holding Limited Фирташа и разрешил его выполнение.
В 2016 году Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма постановил взыскать с ОПЗ в пользу Ostchem Holding Limited $250 млн за газ, который Ostchem поставляла на завод в 2013 году. Позже решение было отменено на территории Украины.
Согласно документу, ОПЗ в соответствии с решением Стокгольмского арбитража от 25 июля 2016 года должен заплатить Ostchem почти $193,26 млн основного долга и $57,98 млн штрафов.
ОПЗ возражал против такого определения украинского суда, отмечая, что предприятие стоит с середины 2018 года, и выполнение решения Стокгольмского арбитража приведет к банкротству и угрозам техногенной и экологической катастрофы.
Апелляционная жалоба на это определение может быть подана в Верховный суд в течение 30 дней.
Завод как переходящее знамя
Одесский припортовый завод — уникальное госпредприятие. Его контролировал сначала Игорь Коломойский, потом премьер Арсений Яценюк, а после того как последний перестал быть главой правительства, Одесский припортовый (крупнейший в Европе завод по производству минеральных удобрений!) контролировал бизнес-партнер и личный друг ПетраПорошенко, народный депутат Игорь Кононенко.
Приватизировать Одесский припортовый в предыдущую каденцию президента Порошенко так и не удалось. Хотя он несколько раз выставлялся на торги. По слухам срыв приватизации произошел из-за хорошо организованного противодействия этому структур, контролируемых олигархом Игорем Коломойским, который, даже выехав за пределы страны, никогда не отказывался от перспектив вернуть себе контроль над предприятием.
Попытки приватизации провалились
О необходимости приватизации ОПЗ снова серьезно заговорили после смены власти в 2014-м.
Но за последние годы новой власти цена ОПЗ упала в 10 раз — с $527 млн до $54 млн. Один из крупнейших заводов страны попросту простаивает, накапливая долги.
Правительство Украины еще при Яценюке неоднократно заявляло о намерении возобновить крупную приватизацию с продажи на конкурсе 99,5% акций ОПЗ. Директор предприятия оценивал его в $600-620 млн, а тогдашний премьер Арсений Яценюк был уверен, что завод быстро купят по самой высокой цене — называлась даже сумма в $1 млрд!
В 2016 году Фонд госимущества Украины дважды пытался продать ОПЗ: в июле по стартовой цене 13,175 млрд грн (около $527 млн), а затем, в декабре, по сниженной цене в 5,16 млрд грн. Однако оба раза безрезультатно. На участие в аукционе по приватизации предприятия не подал заявку ни один инвестор.
В итоге Фонд госимущества перенес приватизацию завода еще на год. А госбюджет-2017 получил от приватизации в 5 раз меньше запланированного — 3,3 млрд грн из 17,1 млрд грн за счет мелких предприятий.
Возможно, инвесторов отпугнула убыточная деятельность завода (в первом квартале 2016 года ОПЗ получил чистый убыток 418,6 млн грн), а также наличие большой задолженности предприятия, в том числе перед Group DF Дмитрия Фирташа ($193 миллиона задолженности за поставленный на предприятие газ).
Поэтому фактически при стартовой цене торгов в 13,2 млрд гривен более половины цены нужно доплатить, чтобы рассчитаться с долгом перед компанией, за которой стоит Фирташ.
История былого успеха
Чтобы понять суть проблемы, необходимо обратиться к истории ОПЗ. Аммиакопровод Тольятти-Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Это был единственный в Советском Союзе и пятый по счету в мире аммиакопровод. Всего их существует 10.
Одесский припортовый завод изначально задумывался как конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса. Были запущены два цеха по производству аммиака, налажена перезагрузка аммиака и карбамида на танкеры. Предприятие имеет комплекс по перегрузке аммиака мощностью 4 млн тонн в год, карбамида — 3,6 млн тонн в год и карбамидно-аммиачной смеси, рассчитанный на 500 тыс. тонн в год.
В 2000-х годах Украина начала наращивать экспорт удобрений. Тому было много предпосылок.
Во-первых, дешевый газ: цена газа для украинских заводов долгое время составляла $50/тыс. м куб. без доставки. В результате себестоимость аммиака была меньше $100/т, притом что на мировом рынке цена на аммиак с 2003 г. редко опускалась ниже $300 на условиях FOB, Черное море, а в 2008 г. и вовсе достигла $850-900/т.
Сверхприбыли в буквальном смысле окрыляли владельцев заводов, которые с конца 1990-х размывали миноритарные пакеты акций, делали эмиссии, увеличивали собственный капитал, выводили прибыли за рубеж — но никто из них не задумывался о завтрашнем дне, понимая, что газ может вырасти в цене, а предложение аммиака и карбамида на мировом рынке постоянно увеличивается. Владельцы заводов, пользуясь возможностью, выкачивали миллиарды долларов из своих предприятий. При этом в бюджет уходили крохи.
Молодое украинское государство от государственных предприятий ОПЗ и ГП «Укрхимтрансаммиак» (УХТА) получало в казну больше, чем от всех химических заводов вместе взятых. Парадокс. В 2008 г. чистая прибыль ОПЗ составила 796,98 млн грн, примерно такой же доход мог принести УХТА. Объективно, ежегодно при рациональном использовании оба аммиакопровода в Украине могли бы получать прибыли по $100 млн каждый. Но завод в 2010 г. ушел в убыток, сумев получить прибыли только в 2011-м, а с 2013 г. и вовсе борется за выживание.
Предприятие, которое никому не нужно
Переваливая в 2000-х в месяц по 150 тыс. т российского и по 80-130 тыс. т украинского аммиака, завод получал ежемесячный доход около $1,5-1,8 млн. За год могла накопиться сумма в $18-19 млн. В 2010-х стоимость перевалки росла, достигнув в 2015 г. $20,22/т, а доход от перевалки позволил заводу минимизировать убытки и выжить в сложный период мировой конъюнктуры.
Суммарный доход только от перевалки российского аммиака исчислялся в $48-49 млн в год. Но ведь есть еще и карбамид, то есть только на перевалке завод мог легко зарабатывать $60 млн в год, ничего не производя.
Как неоднократно отмечалось в прессе, до сих пор у России не было своих мощностей по перевалке аммиака на экспорт, кроме как через трубопровод Тольятти-Одесса и ОПЗ, который и переваливает львиную долю российского аммиака на танкеры. Это примерно 1,8 млн тонн аммиака в год, а оставшиеся (значительно меньшие) объемы едут в прибалтийские порты железнодорожным транспортом, что заметно повышает стоимость логистики.
Но в какой-то момент украинская власть, равно как и с газопроводом, также проходящим через территорию Украины, решила, что можно извлекать из транзита (газа, аммиака и проч.) максимальные не только финансовые, но и политические выгоды. И транзит (любой) через Украину попросту решили сделать главным аргументом в спорах с северным соседом по любому поводу.
Тем временем, пока украинская власть пыталась безуспешно приватизировать ОПЗ, в российском порту Тамань российское предприятие «Тольяттиазот» (ТоАз) завершает работы по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида. Проектом предусмотрено введение двух очередей, вторая будет запущена не ранее 2020 года. ТоАз является единственным поставщиком аммиака по трубопроводу из РФ в Украину, и после переориентации российского предприятия на работу с портом Тамань, Одесский припортовый потеряет миллионные прибыли.
Не исключено, что в одно время с продажей ОПЗ в России будет запущен собственный проект перевалки аммиака, который сделает завод в Одессе никому не нужным объектом. По сути, строительство новой ветки аммиакопровода в Тамань грозит Украине полным отказом россиян грузить аммиак через порт Южный.