24 мая Национальный банк подал апелляции на два вердикта Окружного админсуда Киева от 18 апреля 2019 года, которые отменили решение НБУ о выводе неплатежеспособного "ПриватБанка" с рынка при участии государства и определении перечня связанных с этим банком лиц.
Государственный «ПриватБанк», как и обещал, обжаловал решение Окружного административного суда Киева о незаконности процедуры национализации финучреждения. 24 мая «ПриватБанком» была подана апелляционная жалоба по делу по иску бывшего акционера банка кипрской компании "ТрианталИнвестментс ЛТД" об отмене решения комиссии НБУ об определении перечня связанных с банком лиц. 27 мая «ПриватБанк» подал апелляционную жалобу на решение Окружного админсуда Киева об отмене решения о выводе неплатежеспособного "ПриватБанка" с рынка при участии государства.
«ПриватБанк» был национализирован в декабре 2016 года путем покупки 100% акций банка за 1 гривну. Он являлся крупнейшим банком на Украине по объему активов, с 22 миллионами клиентов. При национализации правительство сослалось на предложение НБУ и самих акционеров «ПриватБанка», крупнейшими из которых на то время были Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. После национализации оба потеряли свои акции и назвали национализацию незаконной. Судебная тяжба относительно того, был ли «ПриватБанк» национализирован законно, вяло тянулась более двух лет. Все обострилось и ускорилось на пике политического цикла — перед финальным раундом президентских выборов.
Игры интриганов
Игорь Коломойский объяснял национализацию «ПриватБанка» интригами Петра Порошенко. В одном из интервью олигарх рассказал, в чем, по его мнению, была выгода президента при национализации Привата: якобы Порошенко хотел завладеть акциями канала «1+1».
По словам олигарха, Порошенко еще с 2015 года вел длительные переговоры с Игорем Суркисом о том, чтобы купить у него 25% акций телеканала, и был готов заплатить около $200 млн. Коломойский заявил, что Валерия Гонтарева (на тот момент глава НБУ) предложила «забрать ПриватБанк», что позволило бы Порошенко получить блокирующий пакет телеканала.
«Гонтарева и Рожкова доложили ему, что в залогах «ПриватБанка» есть акции «1+1 Продакшн»… Но «1+1 Продакшн» — это не компания, на которой лицензия, а которая просто производит контент. Это обычная продюсерская компания. Его неправильно информировали, он — дурак — не разобрался», — уверял Коломойский.
Стоит напомнить, что после первого тура президентских выборов бывший владелец «ПриватБанка» уверял, что не намерен возвращать банк себе. Он, якобы, хочет лишь «очищения своего имени», поскольку считает решение о национализации незаконным. Тогда Коломойский заявлял, что хочет вернуть $2 млрд, которые были на счетах банка.
В команде действующего президента Зеленского не против выплатить Игорю Коломойскому компенсацию в виде «взаимозачета долгов» по кредитам, которые компании Коломойского не выплачивают уже государственному «ПриватБанку». Во всяком случае, такую идею озвучила финансовый эксперт из команды Владимира Зеленского и бывший корпоративный секретарь «ПриватБанка» Виктория Страхова.
Поскольку, Коломойский признал 60 млрд гривен задолженности перед «ПриватБанком», Страхова предлагает уменьшить эту сумму на $2 млрд, которые требует Коломойский. Таким образом, по итогам взаимозачета Коломойский останется должен «ПриватБанку около 10 млрд гривен.
Страшные прогнозы
Нацбанк Украины, игнорируя правила и приличия, уже пугает вкладчиков грядущим банкротством «Привата», если суд признает незаконность его национализации.
«Мы можем фантазировать, что может произойти в случае негативного решения апелляционного суда… Капитал «ПриватБанка» — 147 млрд грн. Если отнять 155 млрд грн, будем иметь огромную дыру в капитале, точнее, в активах. И Нацбанк вновь признает банк неплатежеспособным», — описал негативный сценарий заместитель главы НБУ Олег Чурий.
Он пояснил, что в таком случае «Приват» будет передан Фонду гарантирования вкладов физлиц, который потребует у правительства ОВГЗ для выплаты гарантированной суммы возмещения вкладчикам, а Фонд в свою очередь обратится за их монетизацией к Нацбанку.
Первый заместитель главы Нацбанка Екатерина Рожкова сразу же после апрельского решения суда первой инстанции заявила: «Вы же понимаете, если сегодня из банка забрать те деньги, которые вложило государство, то банк снова станет неплатежеспособным, банкротом».
Контратака на Коломойского
На Украине решили не ограничиваться местными судами в деле борьбы с Коломойским. Против днепровского олигарха и его бизнес-партнера инициировали судебное разбирательство в США. 21 мая «ПриватБанк» подал иск в Канцелярский суд штата Делавэр к бывшему владельцу финучреждения Игорю Коломойскому. Ресурс Law360 утверждает, что среди ответчиков присутствует второй крупнейший экс-владелец банка Геннадий Боголюбов и его инвестиционные компании, а обвинения касаются возможного отмывания миллиардов долларов через делавэрские shell-компании, покупавшие предприятия и коммерческую недвижимость в США.
Согласно публикации, в иске также фигурируют три «агента» этой схемы — Мордехай Корф, Хаим Шохет и Уриэль Цви Лабер и около 20 компаний, зарегистрированных в штате Делавэр.
В своем заявлении «ПриватБанк» заявил о миллиардных убытках. По его данным, ответчики использовали средства для скупки ценной недвижимости в Огайо и еще более чем в дюжине штатов, в том числе в Техасе, Флориде и Кентукки. Деньги пошли на приобретение «стратегически важных» предприятий по производству стали и ферросплавов, расположенных в штатах Огайо, Мичиган, Западная Вирджиния и Кентукки, а значительные инвестиции в коммерческую недвижимость были также сделаны в Далласе и Кливленде, утверждается в иске.
По данным Law360, «ПриватБанк» обвиняет всех причастных якобы в несправедливом обогащении (unjust enrichment), совершении мошеннических переводов (fraudulent transfers), гражданском сговоре (civil conspiracy) и alter-ego liability (т.н. вопросы "корпоративной вуали". — Ред.).
Всё будет дефолт?
Многие эксперты предупреждали, что попытка вернуть «Приват» прежним хозяевам подорвет дальнейшее сотрудничество Украины с Международным валютным фондом, в меморандуме с которым была прописана национализация «Привата». Еще 3 мая директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в телефонном разговоре с тогда еще действующим президентом Порошенко заявила, что МВФ обеспокоен ситуацией вокруг судебных процессов на Украине с целью денационализации «ПриватБанка». Это, по мнению организации, может поставить под угрозу финансовую стабильность государства.
О дефолте перед МВФ заговорил и сам Коломойский. В интервью Financial Times он посоветовал президенту Зеленскому объявить дефолт, чтобы Евросоюз и США списали Украине долги в качестве компенсации за то, что она якобы является плацдармом в противостоянии Запада и России. Стоит заметить, что Украина уже четыре года в состоянии суверенного дефолта по обязательствам РФ.
«По моему мнению, мы должны поступить с нашими кредиторами, как Греция. Это пример для Украины», — сказал он.
По мнению инвестбанкира Сергея Фурсы, дефолт на руку исключительно Коломойскому. «Дефолт — он хорош только для Игоря Валерьевича. Дефолт — это кризис. Он любит кризисы. Плюс любой кризис в мире — это когда богатые становятся богаче, а бедные становятся беднее. Он выигрывает от дефолта, потому что ему внимание Запада не нужно сейчас. А мы все проиграем», — заявил Сергей Фурса в эфире «Радио Свобода».
Управляющий партнер Capital Times Эрик Найман не исключает, что, заговорив о дефолте, Коломойский таким образом запустил процесс торговли с МВФ (США) для смягчения условий следующей программы сотрудничества.
«А может быть, это реальная его мысль о выгодном для Украины дефолте перед МВФ. Напомню, что дефолт Украины приведет к девальвации, что будет выгодно экспортерам и даст отличную возможность выгодной скупки активов (например, земли и другой недвижимости)», — написал Эрик Найман на своей странице в соцсети.
У президента Зеленского вынуждены были открещиваться от подобных предложений. Как заявил 28 мая новый секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Данилюк, команда Зеленского не рассматривает возможность дефолта и не прислушивается к подобным советам.
«Есть позиция отдельных бизнесменов. Позиция государства состоит в другом. Государство должно защищать интересы граждан», — сказал он.
По словам Данилюка, невыполнение обязательств по долгам — «дорога в никуда, которая подрывает доверие к государству и будет приводить к последствиям, которые негативно почувствуют люди».
Украинские банкиры считают, что для нового руководства страны история с «ПриватБанком» — это первый серьезный тест на зрелость, а также на готовность не поддаваться шантажу олигархата и действовать исключительно в интересах Украины и ее граждан. Во всяком случае, именно такое мнение они озвучили в Независимой ассоциации банков Украины.
Подобные заявления вполне можно трактовать как призыв к новому президенту вмешаться, наплевав на независимость судебной ветви власти. Как поступит президент Зеленский и что решат суды, покажет время.