Украина.ру разбиралась, за что будут судить нынешнего руководителя государства, стремительно утрачивающего власть и влияние.
Причина уголовного разбирательства
В пресс-службе Окружного административного суда Киева уточнили, что еще в конце апреля этого года судьи данной инстанции подали заявления руководству Генпрокуратуры и Государственного бюро расследований с требованием начать процедуру импичмента президента Порошенко, а также открыть уголовные производства против гаранта Конституции, министра юстиции Павла Петренко и главы Нацбанка Якова Смолия.
Судьи подчеркнули, что заявление Порошенко, в котором он раскритиковал решение Окружного административного суда Киева о незаконности национализации «ПриватБанка», является прямой угрозой судебной системе Украины. Действия президента и чиновников они расценивают как давление, посягательство на независимость судов, которое ставит под сомнение их непредвзятость.
А сразу после завершения президентских выборов еще один судья Окружного административного суда Киева подал иск, где указывал на бездействие Порошенко на посту президента. Как утверждается в исковом заявлении, Порошенко в течение февраля-марта 2019 года вопреки требованиям закона о судоустройстве и статусе судей не издал указ о назначении истца судьей, что лишает судью права на труд и доплаты за выслугу лет.
18 апреля после решения суда, который удовлетворил иск олигарха Игоря Коломойского о незаконности национализации «ПриватБанка» Порошенко пугал украинцев экономическим коллапсом в случае избрания президентом Владимира Зеленского и возвращения банка Коломойскому. В тот же день было созвано экстренное заседание СНБО, где действующий глава государства поручил Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре оценить наличие оснований для открытия уголовного дела на судей «за неправосудное решение».
Как Порошенко «подмял» под себя судебную систему Украины
Далеко не секрет, что Порошенко в течение своей каденции создавал полностью подконтрольную себе систему судопроизводства. Законодательно это было оформлено принятием в октябре 2017 года парламентом «судебной реформы» — закона «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты».
В рамках реформы главенствующее положение в стране должен был занять Верховный суд, являющийся в судебной системе последней инстанцией. Количество судов было значительно сокращено: из свыше 240 районных судов было создано вполовину меньше окружных. Но главное — Верховная Рада была полностью исключена из участия в назначении судей, а контроль над этим процессом получил президент. Именно за ним была оставлена подпись указа о назначении судей. И хотя сторонники власти утверждали, что это формальность, но без подписи Порошенко ни один судья не мог приступить к исполнению своих обязанностей.
В частности, было заявлено, что судьи в новый Верховный суд, а потом и в другие суды будут отбираться на основе прозрачного и открытого конкурса. Но на самом деле большинство из 118 кандидатов, прошедших отбор, являлись креатурами президента. Злые языки прозвали новых назначенцев «юридической сотней Порошенко». «Смотрящим» за судебной системой стал заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов. Он через главу Высшей квалификационной комиссии судей Сергея Козьякова и главу Кассационного гражданского суда в составе Верховного суда держал в страхе весь судейский корпус страны. Филатов с их помощью расставил «кураторов» от власти в судах. Ими могли быть чиновники Администрации президента, правительства либо местной обладминистрации.
Их функции сводились к контролированию процессов, а фактически указаниям судьям, какой вердикт необходимо вынести по тому или иному делу. В случае попыток неподчинения или проявления нелояльности могли быть задействованы широкие инструменты давления на судью. А именно: обвинение в принятии заведомо неправосудного решения (статья Уголовного кодекса 375), угрозы от прокуратуры, дисциплинарные санкции через подконтрольный Администрации президента Высший совет правосудия (ВСП), неподписание президентом Порошенко указов о пожизненном назначении судей, у которых заканчивался 5-летний срок полномочий, шантаж и запугивание родственников, ликвидация суда без последующего перевода судей, организация митингов, блокирование суда подконтрольными власти радикалами.
В результате под видом реформы украинское общество получило ручную судейскую вертикаль от Порошенко, которая использовалась для различных экономических махинаций и преследования политических оппонентов режима.
А теперь на выход!
Естественно, подобный диктат не нравился многим представителям Фемиды, но, пока власть не начала уходить от Порошенко, они опасались выступать открыто. Только непосредственно перед выборами, когда один суд отпустил на свободу Надежду Савченко и Владимира Рубана, обвиняемых в подготовке терактов и захвата власти, а другой принял резонансное решение по «ПриватБанку», стало очевидно, что влияние на суды стало окончательно ускользать от уходящего президента.
И теперь уже при новой власти Порошенко будут судить по ч. 2 ст. 376 УК Украины (Вмешательство в деятельность судебных органов). Она предусматривает ответственность за «вмешательство в любой форме в деятельность судьи с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться вынесения неправосудного решения» с использованием служебного положения. Максимальное наказание за данное преступление — 3 года лишения свободы.
Таким образом, данное дело станет первым в отношении уходящего президента. При наличии политической воли и полноценного расследования махинаций с судебной системой вскроются другие злоупотребления властью, что может стать основанием осуждения Порошенко и его окружения к солидным срокам тюремного заключения.