- Сейчас, как известно, на Украине состоялся первый тур выборов, победители которого — Зеленский и Порошенко — вышли во второй тур. Между двумя этими турами состоится встреча Порошенко с Ангелой Меркель. Как понимать эту встречу? Как поддержку немецким канцлером — а в ее лицеи всем Евросоюзом — действующего украинского президента? Или это преувеличение, а на самом деле это просто очередная деловая встреча?
— Такие встречи носят политический характер. Их нельзя просто называть деловыми встречами. Редко так происходит, что во время решающих кампаний, особенно перед вторым туром, лидеры одного государства начинают демонстративно поддерживать лидеров другого государства.
Думаю, правильно было бы сделать вывод, что Запад, от Германии до Америки, в этой избирательной кампании ставит на Порошенко. Почему? Тут несколько причин.
Считается, что его курс на интеграцию с НАТО и Евросоюзом правильный. Другое дело, что Украину туда принимать не хотят. То, что ее и дальше будут оттягивать от России, это консенсус во всех правящих элитах на Западе.
На Западе все всё прекрасно понимают и знают про Порошенко, в том числе и о его коррупции, но все равно они в нем видят непреклонность курса на Запад и на разрыв с Россией. А Зеленский, за спиной которого стоит олигарх Коломойский, для них непонятен.
- Пусть непонятен, но что, на Западе искренне считают, что Зеленский не будет, как и Порошенко, идти в европейском фарватере, а сразу перебежит на сторону Путина?
— У Зеленского есть колоссальный шанс победить. Он завоевал симпатии украинцев, у него есть очень интересные идеи, он человек вне официальной политической обоймы, не думаю, что он будет зависеть от одного Коломойского. Зеленский будет играть с разными политическими центрами. По-другому на Украине невозможно. При нем отношения с Россией улучшатся. Они не будут идеальными, но есть шанс на деэскалацию. А вот при Порошенко этого не произойдет.
На Западе уже сложился нарратив, который невозможно пошатнуть: Россия — агрессор, она напала на Украину, а Запад должен защищать Украину, потому что она часть западного либерального сообщества. Она не член ЕС, но все равно входит в клуб западного либерального сообщества, поэтому ее надо защищать. А поскольку Порошенко — главный защитник этого курса после Евромайдана, то его не бросают. Наоборот, поддерживают.
Не думаю, что Порошенко очень симпатичен западным лидерам. Они много нелицеприятного о нем знают.
Немецкая политика направлена на то, чтобы Россия и Украина примирились, но определенные страны, такие как Польша и Великобритания, задающие тон внутри западного сообщества, западных элит, западных политических институтов, где политика направлена на выталкивание России из Европы и в то же время на привлечение Украины в Европу. И вот для этих стратегий Зеленский опасен, потому что предполагается, что он может сделать какие-то шаги, которые приведут к ее изменению.
- Если предположить, что в случае победы Зеленского политические силы, которые не будут согласны с этой победой, пойдут на его устранение от власти с помощью третьего Майдана, то Запад поддержит их или нет?
— Думаю, что этот вариант малореальный. Наверное, тут может быть другой вариант. Если победит Порошенко с помощью фальсификаций и на Украине начнутся протесты против этого, то Запад будет на стороне Порошенко, потому что там никто не захочет отпускать ее в какое-то непонятное будущее.
На Западе все СМИ отражают точку зрения того, что думают западные политики. Они пишут, что западные послы в ужасе от политического непрофессионализма Зеленского. Это сигналы, которые посылаются СМИ: Зеленский — это тот человек, который не может стать президентом. Он неопытный, он популист. Так что Зеленскому будет сложно победить.
- В мае в Евросоюзе пройдут выборы в Европарламент. Вы нам сами говорили, что их результатом станет то, что европейские крайне правые и крайне левые популистские политические силы очень серьезно увеличат свое представительство в парламенте, потеснив либеральные центристские партии. Победа комика Зеленского (вспомним победу партии итальянского комика Беппе Грилло «Пять звезд») будет способствовать победе популистов? Ведь те могут апеллировать к ней: смотрите, на Украине внесистемный политик победил системного бюрократа, а мы что, не можем?
— Конечно, популистские силы на Западе, находящиеся в оппозиции партиям истеблишмента, очень сильно симпатизируют Зеленскому. Просто люди очень сильно недовольны коррумпированными западными политиками, а поэтому хотят избирать уже совсем каких-то политиков со стороны.
То, что происходит на Украине — да, это важный аргумент в пользу этих европейских политиков-популистов, которые в мае будут иметь колоссальный успех на выборах и против которых ведется ожесточенная кампания в либеральной прессе.
- Если все-таки Зеленский победит и никаких Майданов не будет, то что предпримет Запад, чтобы удержать Зеленского в своей орбите и не допустить с его стороны каких-то не тех шагов?
— Он будет делать все от него зависящее, чтобы прозападные силы победили бы на украинских парламентских выборах осенью этого года. Это первое. Второе — Запад будет с Зеленским и его людьми говорить жестко. Будет проводить политику кнута и пряника. Хочешь очередные кредиты? Тогда действуй в наших интересах. Не будешь действовать — то как же ты тогда вернешь долги, которые наделала Украина за эти пять лет?
Зеленского и его людей будут тесно привязывать к Западу.
- Если после поражения Порошенко на Украине против него будет открыто уголовное дело за коррупцию, Запад предоставит ему политическое убежище?
— Когда преследовали Тимошенко, то у Запада не было никаких возможностей вытащить ее из тюрьмы. Если Зеленский будет намерен посадить Порошенко, то вряд ли его спасет Запад.
Не Порошенко интересен Западу, интересен прозападный курс украинской власти.
Если Зеленский победит Порошенко с результатом в 60 процентов на 40, то тогда Запад смирится, но потом начнет искать русский след у него. Но остановить его победу новым Майданом — это не вариант.