Первый не значит лучший
Сейчас, когда пишутся эти строки, известны результаты подсчета четверти избирательных бюллетеней. Впереди — Владимир Зеленский, получивший 30% голосов избирателей. За ним с большим отрывом — действующий президент Петр Порошенко (17%) и его многолетний антагонист — Юлия Тимошенко (13%). А уже за ними Юрий Бойко (9%), Анатолий Гриценко (7%) и Олег Ляшко (5%). Все остальные, примерно 35 человек, к финишу пришли с совсем уж смешными цифрами.
Например, бывший глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, тот самый, что вроде бы должен сидеть в тюрьме за налоговые преступления, собрал 524 голоса избирателей. Даже если к концу подсчета голосов он улучшит свой результат в 4 раза, это все равно будет 2000 человек — примерно столько работало под его началом в налоговой и ухаживают за растениями у него на даче.
Но вернемся к тройке победителей. У Тимошенко с Порошенко в сумме столько голосов, сколько у Зеленского. И это притом, что оба кандидата, вышедшие на 2-е и 3-е места, вели довольно агрессивную избирательную кампанию. Ездили, конечно, каждый сам по себе по городам и весям, демонстрировали уверенность в победе (оба), томос (Порошенко) и непримиримость к власти (Тимошенко).
Но на самом деле томос и непримиримость, как показали социсследования, мало волнуют население, то есть избирателей в лице электората. Людей интересуют мир, зарплата, тарифы на тепло и электроэнергию. По вопросу мира у Тимошенко с Порошенко по сути традиционное равнодушие — они оба за войну в Донбассе до победного конца. По тарифам — то же самое, и Порошенко и Тимошенко обещают их снижение, но люди знают, что при премьере Тимошенко, как потом и при президенте Порошенко, тарифы только росли, и в их обещания не верят.
А вот Зеленский ничего не обещает по сути, и потому каждый избиратель волен вкладывать в его странные полушутки-полуоткровения, которые Зеленский щедро рассыпает в интернете, то, что ему хочется. То же самое про мир в Донбассе. Зеленский как-то не очень определенно намекает, что готов к переговорам с Владимиром Путиным. Вроде бы умно. Но мы помним, что Зеленский по-своему в этой войне участвовал — и не в качестве переговорщика, а как сторонник войны и благотворитель воинам так называемой антитеррористической операции.
Почему же за Зеленского голосует избиратель, если его программа отчетливо не заявлена, а в принципе, возможно, мало чем отличается от программ его оппонентов?
Потому что пока Зеленский вне подозрений — он не был связан с политикой, с организацией войны и повышением тарифов. То есть голосуют на самом деле не за него, а против Порошенко и Тимошенко, от которых все устали и которым никто не верит.
Российский фактор украинской политики
Еще одна тенденция, которая, по сути, сближает оппонентов Зеленского — это так называемый российский фактор. И Тимошенко, и Порошенко постоянно демонстрировали нелюбовь, переходящую в ненависть ко всему русскому и российскому: языку, вере, культуре, истории. Нет, Порошенко, пожалуй, был в этом и более последователен, и более радикален. А Тимошенко просто плелась в его фарватере.
Поэтому и здесь срабатывает тот же принцип, что и в вопросе мира в Донбассе — про него еще не известно, как он повернет политику (за мирное урегулирование или снова до последней капли крови). А вот с Порошенко и Тимошенко все ясно — они однозначно продолжат войну.
В результате невнятный Зеленский оказывается предпочтительней для избирателей, чем откровенные русофобы и «ястребы» с «ястребихами»…
Следует ли из всего этого, что Зеленский лучше Порошенко и Тимошенко? Нет, не следует. Но тут задачка с одни неизвестным (Зеленским) при двух однозначно ориентированных. И избиратель голосует "на авось" за неизвестного (авось не повторит ошибок своих оппонентов).
Ну и конечно, избиратель очень устал от них — Тимошенко, Гриценко, Порошенко, которые много лет угнетают его своим однообразием, а в последние пять лет — и радикальным антироссийским акцентом.
«Никогда не было, и вот опять»
Украинский избиратель, так же как и российский, живет ожиданием чуда. Вот придет настоящий правитель, честный и неподкупный, умный и расчетливый — и все будет хорошо. Разница между ними только в том, что на Украине каждый новый президент в несколько раз хуже предыдущего. Это прямо негативная карма какая-то, присущая одной из самых богатых по ресурсам и географии стране Европы.
Станет ли, если его изберут президентом, Зеленский исключением из этого правила? Скорее всего, не станет. Для этого, если честно, нет никаких предпосылок. Ведь избиратель судит о нем не по делам его, а по словам. А Зеленский вместе со своей шутовской командой много лет веселил публику сатирой на режим (Виктора Ющенко, Виктора Януковича, Порошенко). И люди надеются: если он критикует, то наверняка знает, как сделать хорошо. А то, что он, возможно, вовсе не знает, как вывести страну из многоуровневого кризиса, то, что у него для этого нет ни квалифицированной команды, ни соответствующего опыта, избирателей, похоже, совсем не волнует. Почему?
А потому что другой альтернативы заведомо неприемлемым большинству населения Порошенко и Тимошенко, у избирателей нет.
Что же касается основных вопросов политики, то сейчас главное даже не сколько за него голосов отдадут, а то, каким он реально является в душе — русофобом или трезво мыслящим человеком. То есть, иначе говоря, сможет ли он понять и реализовать то, что ждет от него простой избиратель — мира в стране и достатка в каждом доме? Или все опять уйдет в свисток.
«Видимо, придется стрелять, — написал он сегодня ночью у себя в Facebook. — Когда тебе стреляют в спину (это по поводу голосования против Порошенко и за Зеленского. — Ред.), другого выхода нет. Это означает новую революцию, победу патриотов, но и одновременно потерю ещё 6-8 областей. К сожалению, пророссийское большинство не оставляет нам никакого шанса спастись, кроме этого», — констатировал замдиректора телеканала ATR.
Ну а пока очевидно, что старые погремушки народ не поддерживает, а новый шут во власть еще не зашел.
При этом есть важный фактор во всей этой истории. Комбинация, когда во втором туре Порошенко, как действующий главнокомандующий будет конкурировать с Зеленским, как действующим шутом. Эта комбинация очень выгодна с точки зрения президента именно ему, самому Порошенко. Потому что, по мнению Порошенко, при этом раскладе победителем должен стать именно главнокомандующий, то есть сам Порошенко — опытный, солидный, апробированный в американской палате мер и весов. А вот станет или нет, мы узнаем уже через три недели, 21 апреля.