В течение всего вторника под дверью дежурили коллеги Скачко и в соцсетях публиковали скудную информацию о мотивах и основаниях обыска, обвинениях, которые предъявляются журналисту.
По информации правозащитников, в следственной группе СБУ, которая проводит обыск, работают люди, специализирующиеся на делах по государственной измене. Очевидно, что дело связано с профессиональной деятельностью журналиста. Попасть в квартиру Скачко пытался адвокат правозащитной платформы «Успішна варта». Ему открыли дверь, и в этот момент журналистам удалось поговорить с Владимиром Скачко. Он сообщил, что в правовой помощи не нуждается, поскольку с ним уже работает адвокат на месте. Правозащитники прокомментировали этот эпизод так: на журналиста оказывается давление и он напуган. Уверенности в том, действительно ли со Скачко находится адвокат, нет, поскольку никто его не видел.
В пресс-центре СБУ сообщили, что обыски у Скачко проводят по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 110 УК Украины. «В рамках досудебного расследования по уголовному производству в отношении лиц, связанных с антиукраинской деятельностью российских государственных медиаструктур в Украине, проходят обыски в личном доме фигуранта, одного из главных авторов, которые готовили информационные материалы по заказу российских пропагандистских медиа», — отмечается в сообщении СБУ.
Владимир Скачко публиковал свои материалы на интернет-ресурсе «Антифашист». Издание известно своей резкой критикой действующей власти Украины. До 2014 года Скачко был главредом газеты «Киевской телеграф». А в последнее время часто выступал на российских политических ток-шоу.
Поддержать Владимира Скачко приезжал журналист Руслан Коцаба. Он пытался поговорить со следователем и адвокатом, выяснить детали дела. Журналисту Коцабе также не дали никаких разъяснений по сути обвинения. Руслан Коцаба в свое время также был осужден по статье о госизмене и провел более 500 дней в тюрьме. После продолжительных апелляций с него были сняты обвинения. Однако сейчас его дело снова возобновлено, и 26 февраля он проиграл апелляцию.
«У нас сейчас 37-й год. Так же действовало НКВД, только они приезжали ночью. Сейчас нам не дают возможности даже с процессуальными документами ознакомиться. С нами мог бы адвокат поговорить или жена», — записал в соцсетях обращение Руслан Коцаба.
Глава правления правозащитного центра «Успішна варта» Наталья Наталина на своей странице в Facebook написала, что разрешение на обыск в квартире журналиста выдал Херсонский городской суд по ходатайству прокуратуры Крыма.
«Именно с решения Херсонского городского суда началось дело журналиста, главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского. Который с мая 2017 года безальтернативно находится в СИЗО. Его дело как раз передают в суд. Крымско-херсонским прокурорам, по сути, просто нужно было выбрать новую жертву для политических торгов. По заявлению пресс-службы СБУ, Владимиру предъявляют, так же как и Вышинскому, «сепаратистскую» статью — ч. 2 ст. 110 УКУ — за якобы сотрудничество с российскими медиаагентствами. Только у Кирилла ст. 111 — госизмена», — написала Наталина.
Поддержал коллегу и журналист Юрий Лукашин. В прошлом году в него в квартире также проходил обыск СБУ. Тогда были изъяты телефоны, флешки, ноутбук.
Лукашин на своей странице в Facebook написал: «В то время, как достоянием всей страны стали факты умопомрачительной коррупции среди высших должностных лиц и внутри ключевого ведомства, отвечающего как бы за национальную безопасность этой вот страны, наше доблестное ЧК не нашло ничего лучше, как провести обыск у очередного оппозиционного журналиста (заслуженного журналиста Украины, кстати) за его высказывания и статьи. К Свинарчукам и Ко у них, конечно, вопросов нет никаких. А вот борьба с оппозиционными журналистами, высказывающими всего лишь свое мнение, — это именно то, что в очередной раз должно показать и стране и всему миру, почему этот режим, вместе с его служивыми цуциками, пойдут очень скоро, мягко говоря, в топку истории».