Министр внутренних дел заверил, что киберполиция Украины уже провела соответствующие консультации с офисом Facebook.
Аваков пообещал, что МВД будет выявлять фальшивые профили в Facebook и Instagram, созданные в период предвыборной агитации и использующие имена официально зарегистрированных кандидатов в президенты Украины. А администрация социальной сети будет блокировать эти страницы.
По сути, Аваков продолжают гнуть свою линию — обещает обеспечить честные и прозрачные выборы президента Украины. Однако опасения, высказанные на днях в Вашингтоне Авакову по поводу обеспечения силами правопорядка честности выборов, могут диктоваться не только сомнениями в позиции самого Авакова. В США понимают, насколько вольно обращаются его подчиненные с личными данными граждан страны.
«Департаментом внутренней безопасности и Главным следственным управлением Национальной полиции Украины была установлена причастность бывшего чиновника НПУ (Национальной полиции Украины. — Авт.) к преступным действиям. В частности, 47-летний полковник полиции — бывший глава одного из департаментов — в начале 2018 года вышел на пенсию и наладил схему незаконного обогащения путем систематического незаконного вмешательства в работу автоматизированных систем МВД и НПУ и незаконного использования информации с ограниченным доступом», — сообщила 20 февраля пресс-служба Национальной полиции Украины.
Вместе со своими коллегами из числа действующих сотрудников полиции полковник поставил доступ к базам данных МВД на широкую коммерческую основу.
«Организатор группы открыл фиктивное частное предприятие в сфере предоставления телекоммуникационных услуг. Его бывший подчиненный, действующий сотрудник НПУ, кроме обеспечения своего «босса» беспрепятственным доступом на персональном компьютере в служебные базы, наладил по месту своего проживания некую «дежурную часть», вроде call-центра «102».
Круглосуточно в телефонном режиме клиенты получали нужную им информацию… Клиентами и нелегальными пользователями служебной информации были персонал и работники службы безопасности коллекторских контор, крупных частных предприятий, банковских учреждений или любое платежеспособное лицо.
Одних интересовали сведения при приеме людей на работу, других — адреса фактического проживания кредиторов или должников, третьих — персональные данные работников правоохранительных органов», — говорится в сообщении.
Днем ранее Государственное бюро расследований (ГБР) сообщило о подобном случае в Запорожской области: «Следователи теруправления ГБР, расположенного в городе Мелитополе, совместно с Управлением внутренней безопасности Нацполиции в Запорожской области разоблачили оперативного дежурного одной из воинских частей Национальной гвардии Украины при продаже информации из информационно-поисковой системы органов внутренних дел «АРМОР».
По данным следствия, он неоднократно несанкционированно копировал и продавал служебную информацию из «АРМОРа» заинтересованным лицам, оценивая одну справку в 150 гривен.
Отметим, что «АРМОР» — это специальная база органов внутренних дел, где фиксируются все персональные данные лиц, задерживались или арестовывались, или обращались в правоохранительные органы с заявлениями. Это конфиденциальная информация, и доступ к ней ограничен.
Конечно, тут не такой размах, ка в первом случае, где любому желающему из числа осведомленных лиц достаточно было позвонить по «горячему номеру», чтобы оперативно получить разнообразные данные о гражданах Украины из баз МВД.
С массовой продажей криминалу таких данных, в том числе из протоколов патрульной полиции и заявлений пострадавших, уже столкнулись многие украинцы.
«Вчера мы имели счастье вызвать полицию, чтобы написать заявление о том, что ночью разбили стекло в машине и украли памперсы и медикаменты, принадлежащие фонду. Заявление написали от имени хозяина машины. Без особой надежды на обратную связь, — написала 22 января в Facebook известный волонтер Леся Литвинова. — Ага. Сейчас. Обратная связь не заставила себя ждать. Не совсем с той стороны, с которой хотелось бы. Но тем не менее. С закрытого номера хозяину машины настойчиво звонят условно-вежливые люди, которые предлагают вернуть все за вознаграждение. Обращаются по имени-отчеству. Будете смеяться, но в протоколе в имени сделали ошибку, исправлять не стали. Вот именно с такой ошибкой и обращаются».
Пост Литвиновой собрал около 1 тысячи репостов. Действительно, ситуация вопиющая. Но, как следует из сотен комментариев к посту, уже совсем не редкая.
«Второй случай подобных звонков с данными, известными только полиции, в моей крошечной ленте всего за пару дней», — пишетНадежда Бучинская.
Артем Хмеловский, живущий в Ирпене Киевской области, делится своей историей: «У нас тоже такое было… Очень удивились, что знают полный перечень пропавших вещей и ФИО владельца».
«Очень знакомо, один к одному, — пишет еще один пользователь Facebook, также живущий в Киевском регионе. — Звонки прекратились после предупреждения следователю полиции, чтоб сообщил коллегам-подельникам, что отчество у меня другое».
Многие не детализируют, просто упоминая «и у нас так было». Кстати, география описываемых в комментариях у Литвиновой пострадавшими случаев слива полицейскими данных криминалу и Мариуполь, и Львов, и Днепр…
А ведь личные данные граждан весьма нужны и для организаторов «сеток», и просто для массовых фальсификаторов. Представители власти могут запросить их в государственных органах типа пенсионной службы. Но ведь есть еще оппозиция, к тому же, и власть нуждается в личных данных, например, активистов враждебной стороны.