Поездка Помпео началась в понедельник, 11 февраля, с посещения столицы Венгрии Будапешта, который в последний раз принимал госсекретаря США (тогда это была Хиллари Клинтон) в 2011 году. Во вторник он прибыл в Братиславу, и это первый визит в Словакию гостя столь высокого уровня из США за последние 20 лет. Кульминацией турне станет участие госсекретаря в конференции по Ближнему Востоку в Варшаве 13-14 февраля, где к нему присоединятся вице-президент США Майк Пенс, старший советник Дональда Трампа (и его зять) Джаред Кушнер, а также специальный посланник Вашингтона по международным переговорам Джейсон Гринблатт. США на этой конференции надеются собрать коалицию против Ирана.
Россия и Китай были упомянуты вместе также в разделе об американской поддержке «расследовательской журналистики» в Центральной Европе — мол, нужно «изучить связь между коррупцией в регионе и влиянием Москвы и Пекина». Однако одной из главных целей визита публично названа активизация работы Венгрии и Словакии по «укреплению региональной энергетической безопасности» и противостоянию трубопроводам «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
Но если со Словакией по этому вопросу особых проблем не возникает — эта страна публично выступает против «Северного потока-2» и не планирует получать газ по «Турецкому потоку», то с Венгрией всё намного сложнее, причём это выплёскивается в публичную плоскость. Выступая 11 февраля в Будапеште на совместной пресс-конференции с главой МИД Венгрии Петером Сийярто, Майк Помпео предупредил, что Россия пытается «разделить Запад». «Мы не можем позволить Путину вбить клин между друзьями из НАТО», — заявил госсекретарь США. Сийярто отреагировал на эти слова с раздражением, назвав критику венгерской дипломатии за поддержание хороших отношений с Россией «лицемерием».
Понять ближайшего соратника премьера Виктора Орбана немудрено: Венгрия планирует заместить значительную часть российского газа, ныне получаемого через Украину, поставками по «Турецкому потоку», а главным внутренним источником электроэнергии страны является АЭС «Пакш», где российская госкорпорация «Росатом» участвует в проекте стоимостью 12,5 миллиарда евро по расширению мощности электростанции.
«В случае Украины американская сторона теперь согласна с позицией Венгрии в отношении националистических настроений Украины и опасного прецедента, который может создать её закон об образовании», — сказано в документе. Митчелл признал, что «возражения Венгрии в отношении закона Украины об образовании, касающиеся меньшинств, являются законными, и США постоянно поднимают этот вопрос перед украинской стороной». По словам Митчелла, он надеется, что украинское правительство уступит в скором времени.
Однако Уэсс Митчелл 15 февраля уходит в отставку, а Майк Помпео на упомянутой выше пресс-конференции в Будапеште заявил лишь, что «сегодня говорил с министром иностранных дел о крайней важности поддержки Украины в ее стремлении к суверенитету и территориальной целостности». Очевидно, подобные заявления прозвучат и во время визита госсекретаря США в Словакию, а также «на полях» конференции в Варшаве, где уже анонсирована «частная встреча» вице-президента США Пенса и президента Украины Порошенко, в которой также может принять участие Помпео.
Большой вопрос — воплотятся ли эти заявления в конкретные действия США по поддержке киевского режима. Но за полтора месяца до первого тура президентских выборов Порошенко, похоже, достаточно и символических рукопожатий с высокопоставленными чиновниками американской администрации перед фото- и телекамерами. С другой стороны — «рассчитываться» за них президент Украины также явно планирует символически — очередными антироссийскими заявлениями на фоне роста оборота внешней торговли между Россией и Украиной в 2018 году на 16,6%.