Гончаров: Топ-чиновники не дадут Украине стать лидером биржевой аграрной торговли

Украинский экономист Александр Гончаров назвал шаги, которые необходимы для эффективного функционирования украинского аграрного рынка, раскритиковав коррумпированных чиновников Украины
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Земельный передел: кто и что стоит за рейдерскими захватами земли на УкраинеУкраинские фермеры отчаялись: в стране происходит рейдерских захват земель, власть бездействует. Рейдеры используют паралич власти на местах и избыток людей с боевым опытом
Биржи стоят в ожидании перемен на рынке, чего ждут?

Сегодня аграрный рынок очень нервно реагирует на долговые проблемы страны. Что делать? Уменьшать и далее дефицит бюджета или стимулировать спрос в аграрном секторе в преддверии нового сезона? Что делать? Не вмешиваться Кабмину и Верховной Раде, и аграрный рынок сам выровняет ситуацию? Проще говоря, развиваться по-старому нельзя, но тогда какая новая модель нужна для эффективного функционирования украинского аграрного рынка? Для этого кто-то должен что-то предложить, а для начала как минимум нужно объяснить, что сегодня происходит? И прежде всего как у нас формируются цены на биржевые аграрные активы?

Итак, сделки с сельхозпродукцией на украинском биржевом рынке составляют всего лишь немногим более 1%, тогда как в США — более 95%. У нас экспортеры-трейдеры зерна зарабатывают от этих сделок до 19% комиссионных, а в США — 2,2-2,3%. И только с принятием законопроекта №9035 «О рынках капитала» мы могли бы помочь сельхозпроизводителям (фермерам) не отдавать как минимум 10% от ими же заработанного, уменьшив комиссию посредников за счет прозрачного и справедливого формирования цены на биржевом аграрном рынке. Однако нардепы никак не хотят принимать этот проект закона, подготовленный при технической поддержке USAID и ЕБРР, что позитивно отразилось бы на развитии украинского аграрного рынка, но уменьшило бы сверхдоходы крупных зернотрейдеров, а у них в Верховной Раде мощное лобби.

Лично мне кажется, что наши коррумпированные топ-чиновники не отдают себе отчет в том, что Украина могла бы стать как минимум региональным, а, возможно, через 15-20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией. Другая задача, которую должен поставить Кабмин, — это разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, позволяющих управлять ценовыми рисками долгового и аграрного рынков, а также выполнение представительских функций с целью создания клиентам равных условий для работы на биржевых рынках, обеспечения взаимодействия с региональными сельхозпредприятиями и инвесторами.

Потенциально мы имеем такие возможности. Но почему-то в правительстве и в Верховной Раде даже не пытаются думать такими категориями. Вот и сейчас именно из-за отсутствия законопроекта №9035 «О рынках капитала» трудно спрогнозировать, что будет в 2019 году с ценами на аграрные активы? Наконец, как найти оптимальную структуру украинского аграрного рынка? И непонятно, какие решения по аграрному рынку до конца 2019 года примет КМУ и ВРУ и к каким последствиям они приведут?

 

 

Рекомендуем