На Украине отмечается вторая по масштабам эпидемия ВИЧ/СПИДа в Европе, сообщили в Организации Объединенных Наций. Более того, живущим с ВИЧ-инфекцией и больным СПИДом приходится тяжело и из-за травли, неприятия в обществе, о чем сообщает свежее исследование группы ученых из разных стран, в том числе и с Украины.
Однако ссылка ООН на статью, рассказывающую о том, как непросто живется молодым украинцам с «чумой ХХ века», вызвала бурю негодования в украинском интернет-сообществе. При этом украинцы возмущены не бездействием собственного правительства и дремучестью собственных сограждан, а использованием предлога «на» перед названием их страны.
«В Украине», «на» — можете про свою страну/город писать», — гласит один из комментариев под твитом ООН.
Другие комментарии еще жестче и содержат порой нецензурную лексику.
В итоге в ООН вынуждены были объясниться.
«Использование русского языка в ООН (одного из шести официальных языков Организации) регулируется литературными нормами современного русского языка, в соответствии с которыми в ООН говорят и пишут "НА Украине"», — сообщили в пресс-службе организации.
Но и это не угомонило украинцев. Более того, они обратили внимание на то сообщение, которое ретвитнула пресс-служба ООН, и их негодованию не было предела: оказывается, Международное СПИД-сообщество написало не Kyiv, а Kiev! И теперь под записью уже этой организации в Twitter украинцы начали учить других правописанию, правда, не русского, а английского языка.
Все это было бы очень смешно, если бы не было грустно: Россия, Украина и Белоруссия являются странами-лидерами по количеству заразившихся ВИЧ. И если в России что-то пытаются с этим делать, то на Украине, судя по всему, власти пустили все на самотек.
От чего страдают молодые украинцы
Исследование, на которое ссылались в ООН, касалось проблем молодых людей, живущих с ВИЧ-инфекцией на Украине. Полное его название звучит следующим образом: «Симптомы тревоги и ощущаемая стигма среди молодых людей, живущих с перинатальным или поведенческим ВИЧ в Украине: перекрестное исследование».
«В целом 43% сообщили о любых и 13% о симптомах умеренной / тяжелой тревожности, без различий по способу заражения ВИЧ или по полу. 42% (75/180) сообщили об истории эмоциональной проблемы со здоровьем, для которой они не были направлены / обслуживались. Симптомы умеренной / тяжелой тревожности были связаны со стигмой, связанной с ВИЧ, более низкой самооценкой, низким иммунным статусом — числом клеток менее или равным 350 на миллилитр крови, с отсутствием дома того, кто бы знал ВИЧ-статус респондента», — гласит аннотация исследования.
Также больные молодые люди жаловались на тревожность из-за менее стабильной жизненной ситуации и опыта употребления наркотиков.
Вывод исследователей звучит следующим образом: «Результаты показали неудовлетворенную потребность в психосоциальной поддержке. Необходима дальнейшая работа для изучения стратегий поддержки психического здоровья, особенно в отношении раскрытия информации, самооценки и стигмы».
Исследование проводилось в таких городах, как Киев и Одесса. Выбор Киева связан с тем, что в городе наблюдается довольно большое количество инфицированных. В то же время именно Киев был первым городом в Восточной Европе и Центральной Азии, который официально обязался положить конец эпидемии СПИДа и подписать Парижскую декларацию по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в крупных городах. Одесса — один из лидеров по распространению ВИЧ-инфекции еще с 90-х годов. Несмотря на то что и власти украинской столицы, и украинские меценаты — среди них в ООН отмечаютЕлену Пинчук, стараются бороться с инфекцией, ситуация с ней по-прежнему удручающая.
В 2018 году на Украине зарегистрировали почти 15 тысяч новых случаев инфицирования ВИЧ (из них 2 тысячи — среди детей в возрасте до 14 лет) и 7 тысяч случаев заболевания СПИДом (из них в 61 случае заболели дети).
Как в мае 2018 года сообщали в Фонде Елены Пинчук, всего c 1987 года на Украине официально зарегистрировано 321 382 новых случая ВИЧ-инфекции, за это время от СПИДа умерло 46 024 человека. Наиболее пораженные ВИЧ-инфекцией регионы в стране — это Днепропетровская, Одесская, Донецкая, Киевская, Николаевская, а также Киев.
Общественники пытаются с этим бороться. Так, одессит Стас Домбровский — сам ВИЧ-позитивный — снял автобиографический фильм «Пятая терапия», рассказывающий о том, как непросто живется на Украине людям с такой инфекцией.
Проблема ситуации на Украине в том, что, по оценкам экспертов UNAIDS, в стране с ВИЧ-инфекцией живет около 240 тысяч человек. Лишь каждый второй знает о своем диагнозе — по состоянию на 1 мая 2018 года на учете в Украине состояло 143 766 ВИЧ-позитивных пациентов.
Однако вместо того, чтобы бить в колокола, обращаться в Минздрав, просить ту же Ульяну Супрун писать в Facebook не об опасностях поедания черной икры и неправильности питания бутербродами, а о заблуждениях, связанных с ВИЧ и СПИДом, украинцы принялись в очередной раз учить русскому языку россиян, а английскому — американцев и британцев.
Одна из главных претензий, которую высказывали украинцы в комментарии к записи ООН, это неупоминание о России.
При этом исследование, на которое ссылались в организации, России напрямую не касается. В то же время издевка украинцев понятна. Если Украина — вторая по масштабам эпидемии ВИЧ/СПИД в Восточной Европе, то Россия — первая.
В ноябре 2018 года СМИ сообщили о докладе Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому документу, в 2017 году ВИЧ был выявлен у 160 тысяч человек в Европе, причем на Восточную Европу пришлось 130 тысяч новых случаев, 104 тысячи из которых были зарегистрированы в России.
Как утверждалось в докладе, на каждые 100 тысяч человек в России приходится 71 инфицированный ВИЧ, на Украине — 37 случаев, в Белоруссии — 26.
Примечательно, что самые низкие показатели заражения были отмечены в Центральной Европе, в частности в Боснии и Герцеговине, Словакии и Словении.
Как сообщали СМИ со ссылкой на данные Минэкономразвития, правительством ежегодно, по принципу софинансирования региональными бюджетами, выделяется около 300 миллионов рублей субсидий на работу с ВИЧ. Однако, как заявили участники слушаний в Общественной палате РФ, эти средства далеко не всегда расходуются рационально. Как свидетельствуют данные проведенного Минэкономразвития мониторинга государственных аукционов по профилактике ВИЧ-инфекции, 90% всех денег в 2018 году ушли сторонним организациям, и только чуть менее 10% достались социально-ориентированным НКО и другим профессионалам. При этом один из основных упоров делается на пропаганду борьбы с ВИЧ/СПИДом, чего явно не достаточно.
«Если человек получает антиретровирусную терапию и у него нулевая вирусная нагрузка, он перестает быть распространителем инфекции — от него никто не может заразиться. Именно поэтому программы высокоэффективной профилактики — это не плакаты и буклеты, а анонимное тестирование на ВИЧ, лечение уже заразившихся пациентов, это PrEP и работа с группами повышенного риска», — заявил в сентябре 2018 года главный внештатный специалист Минздрава по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Евгений Воронин.
При этом в России осознают всю сложность и остроту проблемы. Так, с 1 января 2017 года начал действовать российский регистр пациентов с ВИЧ-инфекцией. Сведения о пациенте с диагностированной ВИЧ-инфекцией должны поступить в него не позднее трех дней с момента установления диагноза. По состоянию на конец ноября 2018 года в регистр внесли данные об около 714 тысяч человек с диагностированной ВИЧ-инфекцией.
«Не менее 88% ВИЧ-инфицированных в РФ у нас состоят на учете и находятся под наблюдением», — подчеркнула тогда же министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
По ее словам, благодаря регистру, а также переходу на централизованные закупки антиретровирусных препаратов, удалось снизить стоимость закупки лекарств в два раза.
При этом лекарственной терапией охвачено более 50% больных.
«Тот показатель, который мы перед собой поставили на следующий год, — это 75%», — подчеркнула Скворцова.
В свою очередь и российские общественники прилагают максимум усилий к борьбе с инфекцией, а также к облегчению жизни больных ВИЧ и СПИДом.
В феврале этого года стало известно об открытии в Санкт-Петербурге детской комнаты для детей ВИЧ-положительных женщин. Комнату открыли в штаб-квартире российского движения в защиту секс-работниц «Серебряная Роза». С детьми будет работать квалифицированный педагог. Сама комната открыта в рамках проекта «Пи-5»: «Пункт профилактики, помощи, поддержки и принятия». Этот проект нужен, чтобы помочь людям, узнавшим о том, что у них ВИЧ, справиться с этим, принять диагноз, а главное — дойти до врачей.
В свою очередь и российские телеканалы не обходят стороной проблему ВИЧ/СПИДа. В октябре один из ведущих телеканалов страны — ТНТ — представил сериал, посвященный этой проблеме.
В то же время, несмотря на все усилия, проблема с ВИЧ/СПИДом на постсоветском пространстве, в первую очередь — на Украине и в России — остается очень острой. И самое глупое, что здесь можно сделать, это спорить о предлогах.