Украинские СМИ любят в подробностях расписывать социально-экономические проблемы россиян, одновременно стараясь замолчать проблемы в своей собственной стране. И дело не в лицемерии этого подхода, которое обусловлено порочной логикой пропагандистской войны. Существуют темы, скрывать которые преступно.
Одна из них — эпидемия вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). В последние месяцы на Украине часто и много говорили о стремительном распространении этого заболевания на территории восточного соседа. Как правило, не добавляя, что эпидемиологическая ситуация на Украине ничем не лучше.
Страна давно является лидером по масштабам и темпам распространения ВИЧ среди европейских стран. Причем, эта ситуация серьезно усугубилась именно в последние годы, после того, как в стране была нарушена политическая стабильность.
По официальным данным, сегодня на каждый 100 тысяч жителей Украины приходится примерно 312 человек, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. В целом количество зарегистрированных больных по стране составляет около 300 тысяч человек, Согласно статистике Минздрава, наибольшее количество инфицированных ВИЧ в пересчете на душу населения проживает в Одесской области, где на 100 тыс. человек приходится 866 инфицированных. В Днепропетровской области этот показатель составляет 798 больных на 100 тыс., а на сто тысяч киевлян в среднем приходится 434 инфицированных.
Специалисты в один голос заявляют, что реальное количество ВИЧ-инфицированных может быть в несколько раз выше. Так, по оценкам экспертов UNAIDS, в Украине только каждый второй ВИЧ-инфицированный украинец знает сегодня о своем диагнозе — не подозревая о том, что может случайно заразить множество других людей.
«Украина является лидером по темпам распространения эпидемии: каждый 200-й украинец живет с вирусом иммунодефицита человека. По оценочным данным, в нашем государстве около 220 тысяч украинцев имеют ВИЧ-позитивный статус.
Бедность как порок
Но ВИЧ-инфекция — не приговор. По крайней мере, в развитых странах, которые обеспечивают пациентов с таким диагнозом необходимыми лекарствами», — рассказывает Дмитрий Шерембей, глава «Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ/СПИД».
В чем причины этой невидимой эпидемии? Вирус иммунодефицита человека можно назвать одним из классических социальных заболеваний нашего времени, поскольку темпы его распространения выраженно коррелируются с изменениями социально-экономической ситуации в стране. В кризисные девяностые годы количество ВИЧ-позитивных людей в Украине стабильно росло, но с 2005 года распространение эпидемии замедлилось, а в 2012 году впервые в истории Украины темпы распространения ВИЧ-инфекции оказались ниже, чем в предыдущем 2011 году, что давало специалистам повод для оптимизма.
Однако, в 2014 году количество новых случаев ВИЧ-инфекции возросло по сравнению с первым кварталом 2013 года сразу на 6%, а к концу 2014 года эпидемиологическая ситуация стала еще более критичной. Главной причиной этого стали социально-экономические последствия войны и экономического кризиса.
По данным фонда «АНТИСПИД», в связи с ухудшением экономической ситуации украинцы стали чаще отказываться от приобретения презервативов. По данным крупнейших поставщиков презервативов, в 2014 году украинцы в среднем купили на 10% меньше средств защиты от инфекций, передающихся половым путем, чем в 2013 году. В последнем квартале 2014 года ежемесячное потребление презервативов снизилось почти на 25% по отношению к аналогичному периоду 2013 года, а в 2015 году оно продолжило сокращаться.
Все это происходило на фоне обнищания населения и создания серой зоны в районе боевых действий, где резко упала цена человеческой жизни, а пьянство, наркомания, проституция и сексуальное насилие стало нормой для множества военнослужащих, «добровольцев» и гражданских лиц. Асоциальное поведение, при полном отсутствии профилактических мер и снижении финансирования программ, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией, явилось благоприятной средой для распространения этого заболевания.
Секс-терроризм
«Это беда, потому что ясно, у кого-то из воинов «крышу срывает» — где алкоголь, там и секс незащищенный, — а секс-индустрия в этой зоне процветает. Там проститутки из местного населения, там фактически как биологическая война, потому что они ВИЧ-инфицированы, с гепатитами, — и ребята имеют с ними незащищенный секс, а если и защищенный, то где-то эти презервативы рвутся, а где-то оральный секс незащищенный, потому что парень решил, что так не заразится, — но по-всякому можно заразиться», — рассказал в скандальном интервью изданию «Главред» заместитель начальника Военно-медицинской академии по клинической работе, полковник медицинской службы Владимир Стеблюк, который обвинил местных проституток в «секс-терроризме», однако признал, что в зоне АТО оказывают секс-услуги жительницы разных регионов страны.
«К сожалению, такое явление тоже есть — секс-туризм. В зону АТО у нас едут девушки «оказать патриотическую помощь», скажем так», — заявил Стеблюк, по словам которого число ВИЧ-инфицированных среди военнослужащих постоянно растет. «Мы провели исследования совместно с «Альянсом людей, живущих с ВИЧ/СПИД», специалисты которого помогли нам всеми тестами.
«Оказалось, что в зону АТО входит 4% ВИЧ-инфицированных воинов, которые не знают об этом. После мобилизации мы провели исследования, — а на выходе где 8-8,5%»
Их количество возрастает практически в два раза. Они выходят с диагнозом, что заболевание получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, или при защите Отечества».
Ситуацию усугубляет то, что украинское государство серьезно ограничило помощь живущим с ВИЧ/СПИД людям. Согласно данным ВОЗ, 8 тысяч ВИЧ-инфицированных и больных СПИД, проживающих на Донбассе, не могут получить жизненно необходимые лекарства в результате блокады региона, которая предусматривает ограничение на ввоз медицинских препаратов. А это ухудшает общую эпидемиологическую ситуацию в регионе — поскольку вирус не признает линии фронта и блокпостов.
"Списали" умирать
Но эта проблема касается не только зоны АТО — финансирование терапии для ВИЧ-инфицированных сокращается в масштабах всей Украины.
«Как можно назвать страну, которая обрекает на смерть 3 из 4 ВИЧ-инфицированных? Как в Украине, так и во всем мире эту специальную терапию можно получить исключительно от государства. Однако, критически недофинансируя лечение ВИЧ-инфицированных, Украина выносит им смертный приговор. — предупреждает Дмитрий Шерембей. — Больной человек не может пойти и купить эти лекарства, поскольку они не продаются в свободном доступе. В государственном бюджете заложено только 30% от необходимой суммы для лечения людей, которые живут с ВИЧ. Сейчас антиретровирусной терапией обеспечено около 64 тысяч пациентов. Остальных — 155 тысяч ВИЧ-позитивных — Кабмин просто «списал» умирать. Однако, под угрозой не только больные украинцы. Исследования показали, что в течение года ВИЧ-позитивный человек, который не получает необходимые лекарства, инфицирует в среднем еще двух человек. Если ВИЧ-позитивные пациенты не получат необходимые лекарства, под угрозой ВИЧ-инфицирования может оказаться почти полмиллиона здоровых украинцев. Это означает, что страна в самом сердце Европы сознательно придает бурное развитие эпидемии ВИЧ, ставя под угрозу тысячи своих граждан».
Увы, но украинское руководство, которое использует войну, чтобы обогатиться и сохранить свою власть, меньше всего обеспокоено этой катастрофической перспективой.