От Жуковского до Блока
О гадании, особенном, волшебном времени, писали многие великие русские поэты. Со школьной скамьи мы помним балладу Василия Жуковского «Светлана». Вот её начало: «Раз в крещенский вечерок / девушки гадали: / за ворота башмачок, / сняв с ноги, бросали…»
И Сергей Есенин не обошёл своим рязанским пером тему гаданий: «Зашумели над затоном тростники. / Плачет девушка-царевна у реки. / Погадала красна девица в семик. / Расплела волна венок из повилик».
Осип Мандельштам писал так: «Не нам гадать о греческой Эребе, / для женщин воск, что для мужчины медь. / Нам только в битвах выпадает жребий, / а им дано, гадая, умереть».
Афанасий Фет — так: «Помню я: старушка-няня / мне в рождественской ночи / Про судьбу мою гадала / при мерцании свечи».
Александр Блок — так: «Гадай и жди. Среди полночи / в твоём окошке, милый друг, / зажгутся дерзостные очи, / послышится условный стук…»
И, наконец, Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин», «энциклопедии русской жизни», писал так: «Настали святки. То-то радость! / Гадает ветреная младость, / которой ничего не жаль».
Русская литература приучила своего читателя к мысли, что гадание есть часть нашей жизни, а жажда заглянуть за край одновременно и губит, и дарует бесценные знания, которые нельзя получить каким-то иным путём. Любопытство двигало нашими предками, оно же движет и нами. Особенно это чувствуется в городе, где слово «жизнь» давно уже не является синонимом хоть какой-то стабильности.
О человеческой прозорливости
В один из святочных вечеров я специально встретилась с отцом Феофаном, героем одного из моих предыдущих материалов, чтобы задать ему несколько вопросов о гаданиях. К кому, как не к священнику, идти с подобными вопросами: о ясновидении, предсказаниях, о греховности гаданий, etc.
«Изначально человеку и человечеству была свойственна прозорливость, — говорит отец Феофан, — первым людям, Адаму и Еве, была покорена вся природа. Они умели видеть будущее, это было естественно. Со временем люди потеряли этот дар, так как в жизнь человечества после грехопадения прародителей вошёл грех. Сейчас мы прекрасно понимаем, что будет, если преступники станут прозорливыми. Это будет конец света. Поэтому сейчас этот дар даётся людям, живущим праведно. Но бывают и исключения. Когда дар даётся человеку случайно, когда неожиданно в ком-то просыпаются древние первочеловеческие способности».
По наблюдениям отца Феофана, люди, получившие подобный дар, могут видеть о многих многое, но только не о себе и своих родственниках. «Немного позже у этой женщины пропал сын, — говорит отец Феофан, — а ведь она была, по-светски говоря, ясновидящей, но ничего не могла сказать о своём сыне. Такой дар — это очень тяжёлое испытание!»
Обывательское гадание на Святки, по мнению отца Феофана, — это попытка притянуть к себе дар, которого нет. Это попытка вступить в связь с тёмными силами, выклянчить у них какие-то известия из будущего, какие-то образы, которые можно так или иначе интерпретировать.
«Конечно, что-то сбывается, — говорит отец Феофан, — но тут надо учитывать тот факт, человек часто сам готов обманываться!»
Порицание, но не отрицание
Церковь не отрицает гадания, а порицает, так как гадание является одним из видов контакта с тёмными силами. По мнению отца Феофана, та цена, которую потом платят гадающий и гадалка, несоизмерима с бонусом призрачного знания. Я, как человек, воспитанный на Гоголе и Булгакове, но при этом пользующийся смартфоном, не могла не задать почти риторический вопрос: «Есть ли ведьмы в современном мире?» Когда-то один знакомый батюшка мне на этот вопрос ответил довольно грубо: «Дуры они, а не ведьмы».
А вот отец Феофан подтвердил их наличие: «Есть люди, которые сознательно служат тёмным силам, отдают свою душу на откуп. Эти люди хотят в земной жизни воплотить все свои чаяния. Ради этого они готовы пожертвовать своей душой и её участью в вечности».
Когда-то давно мне бабушка рассказывала историю про женщину в храме, которая корчилась и говорила мужским голосом, это было на Пасху. Бабушка тогда очень испугалась и даже какое-то время не посещала церковь. Я спросила отца Феофана, слышал ли он о подобных случаях.
История священномученика Киприана
Священномученик Киприан, принявший Христа и погибший за веру, начинал свой земной путь как банальный колдун. В этом качестве он достиг невероятных высот, почти всё было в его власти, он был прозорлив и искусен, но после встречи с Иустиной его жизнь переменилась. Я пишу в статье имя раннехристианской мученицы и диву даюсь, как правильно оно звучит на русском. Иустина — это ведь почти истина, хотя у имени совершенно иное значение.
Православные верующие обращаются к изображениям святых Киприана и Иустины, чтобы избавиться от порчи, приобретённой в результате колдовских приворотов. Знаменитый волхв Киприан родился в Антиохии, в языческой семье, поклоняющейся «богу» Аполлону. В семь лет Киприан стал учеником чародеев, преподававших знание о том, как использовать демонические силы ради достижения целей. К тридцати годам Киприан стал зрелым мастером в демонических делах и хвалился своей дружбой с царём тьмы. Киприан до того был мрачным человеком, что даже спускался в ад ради бесед с сатаной.
Однажды к Киприану пришёл местный богатый юноша Аглаид, влюблёный в христианку Иустину. Потерпев несколько неудач в обольщении, Аглаид попросил помощи Киприана, который согласился очернить сердце Иустины. Чародей дал юноше зелье и велел окропить дом девицы, чтобы открыть проход потусторонним силам. Множество попыток было предпринято Киприаном, но Иустина сохранила свою добродетель.
Киприан возненавидел своих подручных демонов за то, что они не могут справиться с юной христианкой. Он предпринял ещё несколько попыток, даже самолично хотел сломить её дух, но каждая новая угроза целомудрию разбивалась о неприступную стену молитв Господу. Тогда Киприан начал мстить жителям города, посылая язву и суровые болезни. Когда горожане узнали, что беды приходят из-за сопротивления Иустины, они попытались уговорить деву покориться Киприану. Молитва помогла городу избавиться от напастей, а Киприан был посрамлён.
Народ прославлял Божьего Сына, а Киприан прозрел и отрёкся от демонических дел, исповедался местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и умолял совершить над ним Святое Крещение. Покаяние его было огромно и длилось многие годы, и в итоге Киприан пострадал за Христа как священномученик.
«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»
«Христианский путь — это две тропы, — говорит отец Феофан, — первая тропа — это тропа заповедная, тропа заповедей. Вторая — это тропа своеволия и наших личных хотений. Наши ноги всегда только в наших руках».
И тут у меня назрел острый вопрос: «Отец Феофан, я реально знаю воцерковленных людей (по их словам), которые ходят к гадалкам и пытаются заглянуть в будущее! «Всё смешалось в доме Облонских», наверняка вы тоже таких знаете! Я понимаю, что это скорее от недостатка образованности, а не от недостатка веры происходит. Такой вот пример: какое огромное количество верующих людей в своё время перебывало у той же Ванги!»
Матрона и Ванга
Если честно, то я испытываю неловкость, ставя в одну строку имена Матроны Московской и Ванги, но не сравнить их не имею права. Формально они похожи — обе слепы, обе были прозорливы, но у одной дар истинный, а у другой случайный, превращённый в бизнес.
«Матрона была воцерковленным человеком, — говорит отец Феофан, — все люди, которых она принимала, удостаивались её молитв. Это очень важно. Молиться за людей — это всё равно что кровь проливать. Ванга не молилась, она отошла полностью от веры. И только в конце жизни Ванга решила заполнить этот пробел, начала строить храм. Но даже храм получился неправильным, серым, мрачным, везде мрачные серые изображения, в том числе и её изображения. Это храм, который построил человек, забывший Бога. Я не возьмусь говорить о её загробной участи, но то, что Ванга — это пример человека, отошедшего от веры, это точно. Да, даже у святых были периоды, когда они оставляли веру, но они всегда возвращались, какие-то подвиги на себя брали и так далее. Если дар не служит спасению души человека или спасению того, кому помогает владелец дара, то этот дар просто опасен. Дар — это не самоцель. Даже святые отцы учат, что не надо искать именно прозорливого старца себе в наставники, потому что ты можешь нарваться не на того человека, на кого-то случайного, типа бабушки Ванги. Она тебе всё расскажет, но праведны ли её уста? Нет! Она просто брала на себя всё человеческое, не проходила постнического жития и покаяния, не молилась о людях».
Ложный путь
По сути, гадание даёт ложный путь, оно подвергает опасности человека, обманывает его, особенно это видно в воюющем городе. Вопросы, которые задаются гадалкам, не просто из серии «любит или нет», они касаются жизни и смерти: прилетит ли снаряд, пора ли уносить ноги. Люди спрашивают конкретно и надеются получить конкретные ответы. И если в мирное время можно что-то спрогнозировать или угадать, то «на войне как на войне». Получается, что гадалка должна взять на себя определённую ответственность за жизнь клиента.
«Может ли гадалка предостеречь? Если она не просто опытный психолог, а реально человек с даром», — спросила я отца Феофана.
«Я не знаю ни одного такого примера, но знаю другие, когда животные спасали людей при артобстреле. Животные обладают даром предчувствия, они способны спасти своих хозяев, это я знаю точно. Когда животное начинает вести себя неадекватно, убегать, хозяин бежит за животным, а через короткий период времени в квартиру прилетает снаряд. И никаких гадалок не надо. Господь просто взял и спас человека через животинку. Один из известнейших случаев произошёл с Куклачёвым в Японии, его спасла кошка во время землетрясения».
Когда же кончится война?
«Даже старец Иона одесский и тот ошибся, — говорил отец Феофан, — он утверждал, что за три года всё закончится. И что? Слава Богу, уже без малого пять лет держимся».
Александра для Александров
В первом десятилетии XIX веке в Петербурге появилась весьма популярная гадалка. Звали её Александра Киргхоф. В 1811 году сам государь Александр I, весьма расположенный к мистике, накануне войны с Наполеоном, на которую никак не мог решиться, посетил салон ворожеи. Её предсказание звучало так: «…Ваши дела пойдут блестяще, если Вы будете действовать смело и энергично. Вначале Вы испытаете большое несчастье, но, вооружившись твёрдостью и решимостью, преодолеете бедствие. Вам предстоит блестящее будущее». Ход дальнейших исторических событий хорошо известен — взятие Москвы, а потом блистательная победа в войне и взятие Парижа.
Также Александра Киргхоф известна тем, что за два десятилетия до трагедии, оборвавшей жизнь солнца русской поэзии, предупредила поэта, что на 37-м году жизни ему следует остерегаться белого человека, белой лошади или белой головы. Именно на тридцать седьмом году жизни Александр Пушкин встретился с Дантесом, который носил белый мундир и был белокур от рождения. Продолжение истории вы знаете. Конечно, за давностью лет кто теперь уж разберёт, действительно ли так точны были предсказания Александры, или их просто удачно подогнали под события. Но навязчивой мухой стучит в висках вопрос: «Если Пушкин всё это знал, почему поехал на Чёрную речку? Ведь понимал же, что едет на верную смерть… Или всё же не знал?»
Сара
Однажды и в моей жизни была встреча с известной гадалкой. Невероятная кареокая красавица, юная и стройная, черноволосая гибкая девушка, держащая в сумочке Шанель карты Таро. Если не присматриваться, то не дашь и двадцати пяти. И только взгляд выдаёт. О чём я её спрашивала? О самом важном. О том, когда же кончится война. Что она мне ответила? Я вам не скажу, впрочем, я и сама уже забыла, так давно это было. Но я помню одно — прощаясь, она сказала мне: «Это гадание! Всего-то. Жить надо по уму и своим умом, самому нести ответственность за свои слова и поступки, каждый день учиться соответствовать своей судьбе, своему пути!» Конечно, она права: не спрашивать о конце войны надо, а делать что-то, чтобы он стал ближе.
После той встречи я посвятила прекрасной Саре стихотворение, из которого становится отчётливо ясно, что ответы на самые главные и сокровенные вопросы мы всегда носим в себе. И нам совсем не нужны дополнительные люди, чтобы узнать их. Конечно, если мы действительно хотим знать…
Моя Сара не носит туфель на низком ходу,
и на каждое слово у неё то байка, то присказка.
С ювелирной точностью Сара предсказывает судьбу,
и судьба эта непременно в затылок выстрелит.
Сара кольца снимает и раскладывает Таро,
у неё на груди под крестиком бьются голуби,
есть в цыганском сердце потайное — двойное дно,
за семью замками, за десятью щеколдами.
К моей Саре приходят люди со всех сторон,
они все на ладошках приносят для Сары тайное.
Сара знает о каждом всё — от любовниц до похорон,
ведь на то оно и дано, мастерство гадальное.
Сара в чёрном, моя Сара, как ночь, черна,
поправляет платьице и глядится в зеркальце.
Сара знает цену себе, и цена эта высока,
ровно столько бездетные отдают за первенца.
Моя Сара и мне гадает в степной глуши,
я прошу немного, о тебе лишь спрашиваю.
Только Сара в ответ молчит, и с моей души
облетают листья под кружевной рубашкою.