Юридическая чистота наружной рекламы сейчас под сомнением. В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона о выборах президента Украины агитация должна начинаться после регистрации кандидата. Сейчас зарегистрированы только семь кандидатов, рекламируется же гораздо больше. Впрочем, агитацией, согласно ст. 58, является «любая деятельность с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата на пост президента Украины», а на большей части рекламных материалов таких призывов нет. Однако слово «любая» суд может истолковать и расширенно — было бы желание… Так что вполне вероятно появление под занавес кампании исков, связанных с агитацией до регистрации.
Лидеры
Надо сказать, что трое рейтинговых лидеров оснований для таких исков не дают.
Юлия Тимошенко заметна только на поздравлениях с Новым годом и Рождеством, выполненных в стиле её же новогоднего телеролика. Кстати, их немного.
Владимир Зеленский рекламирует по сути сериал с собой в главной роли, причём реклама качественная. Посыл краткий и красивый: «Слуга народа — президент. Как ни крути» и «Слуга народа — президент. Скоро». Скромно. Ничего лишнего. Некоторое недоумение вызывает только странный фон плакатов. Но сейчас это лучшая политическая наружная реклама.
Пётр Порошенко вообще рекламирует томос, причём его специалисты делают это довольно странно — на плакатах отсутствует информация о том, чему, собственно, надо радоваться. Краткий опрос целевой аудитории «томосятины» (среди людей, выходивших со службы в одной из церквей УПЦ КП) позволил установить, что может с ходу вспомнить сакральный смысл даты 15 декабря хорошо если пятая часть…
Второй эшелон
Из политиков второго эшелона наиболее активно рекламируются Анатолий Гриценко и Олег Ляшко.
По версии Гриценко, «члены у власти»… Ах, нет. Всё же «честные». Но имидж «первого непроходного» твёрдо укрепился в подсознании, и оно ищет в рекламе какую-то особенность, какой-то намёк.
Ещё обращает на себя внимание обилие фотошопа — боюсь, что на встречах с кандидатом избиратели с трудом будут узнавать своего кандидата.
Ляшко эксплуатирует тему «кандидата от народа» и «народной победы». Копирует Грудинина? Очень может быть: Радикальная партия сильнее всех настаивала на запрете КПУ, и она же — безусловный лидер по заимствованию программных требований коммунистов.
Оппозиция
Реклама Мураева, которой было много в октябре, сейчас вообще исчезла. «Оппозиционная платформа» рекламирует бумажного голубя и подсолнух.
Зато много рекламы кандидата от «Оппозиционного блока» Александра Вилкула. Рейтинг у него, правда, низкий — ведь все силы вкладывались в раскрутку Юрия Бойко. Впрочем, сейчас он может попытаться его догнать за счёт разрыва в рекламных кампаниях (у Бойко она ещё не началась).
Разное
Первым зарегистрировался и развернул рекламу бывший министр природных ресурсов и экологии Игорь Шевченко.
Ольга Богомолец, бывшая лечим врачом Виктора Ющенко после его отравления, рассказывает, что она справедливая.
Есть реклама лидера партии «Разумная сила» (включающей часть бывших регионалов и коммунистов) Александра Соловьёва.
Поменялся слоган кампании львовского мэра Андрея Садового — изначально он был «наступным» («следующим»), теперь же он рекламирует «наступ» («наступление»). Видимо, кто-то умный понял, что «следующий» может касаться выборов 2024 года…
Лидер эсдеков Сергей Каплин обещает снизить газовый тариф в четыре раза. Говорят, где-то есть плакаты, на которых точно то же самое предлагает лидер социалистов Илья Кива. Впрочем, эти две своеобразные личности не скрывают своего сотрудничества — Каплин в парламенте выступает как представитель социалистов и социал-демократов.
Чтобы понять, кто такой Родион Вощанов, надо лезть в интернет. Это, оказывается, представитель «Демократического альянса» — кажется, единственной в истории партии, существовавшей на гранты, а сейчас тесно связанной с парламентскими «еврооптимистами». Сама по себе реклама уникально неудачна.
Нечто непонятное
На фоне предвыборной рекламы выделяются плакаты людей, которые о своих намерениях участвовать в выборах вроде бы и не заявляли.
Очень много рекламируется Виталий Кличко. Может, пытается «размыть» эффект от начавшегося с большим опозданием отопительного сезона, перекопанных дорог и обледенелых тротуаров в самом центре «европейской столицы»? Кстати, Божену Рынску, расписывавшую в «Фейсбуке» преимущества посыпания льда солью, поминают через перемать даже патриоты. А может, Кличко действительно прощупывает возможности — именно наше издание писало о допустимости выдвижения его кандидатуры на выборах президента?
Пока никто не разобрался, действительно ли Арсений Яценюк собирается идти на выборы или просто «троллит» президента, напоминая о том, что это он организовал отпор «российской агрессии». Вроде бы «Народный фронт» должен поддержать Порошенко, а рейтинг Яценюка колеблется в районе нуля. Однако переговоры НФ и БПП уже больше года идут с переменным успехом, а сам Арсений Петрович — сектант, уверенный в том, что сможет убедить в своей правоте кого угодно…