Сам Кличко, конечно, говорил, что может пойти на президентские выборы после решения своих проблем как мэра. Однако развитие политического кризиса на Украине может подтолкнуть его к выдвижению. Как минимум, его политическая сила наверняка будет играть важную роль в парламентской кампании через год.
Личные достоинства Кличко
Еще сравнительно недавно, в 2012-13 годах, Кличко был вторым по рейтингу украинским политиком, лишь немного уступавшим Януковичу. В 2014 году он уступил место единого кандидата Порошенко, на чьей персоне настояли США. Но сейчас Европа может попытаться опять сыграть самостоятельную игру на Украине.
Кличко имеет массу достоинств, которые делают его во многом более перспективным кандидатом, чем Порошенко.
Во-первых, Кличко остается олицетворением спортивной славы Украины. Он отчасти в этом качестве уже подзабыт, но напомнить людям о роли Кличко не так уж сложно.
Во-вторых, Виталий Владимирович ушел из фокуса политической жизни страны, сосредоточившись на сугубо киевских проблемах. С одной стороны, он подзабылся, но это дает дополнительные возможности для конструирования имиджа. С другой — он никак не связан с деятельностью нынешней власти и не несет ответственности ни за войну, ни за рост тарифов, ни за другие негативные тенденции последних лет.
В-третьих, Кличко получил на уровне Киева необходимый политический и хозяйственный опыт. У киевлян могут быть к нему претензии, но недостатки Кличко как мэра можно подать в его пользу.
Например, отсутствие в Киеве горячей воды (кстати, в большинстве крупных украинских городов ее дают только в отопительный сезон) можно представить как борьбу за права киевлян против олигархов и коррупционеров, а конечное его поражение — как следствие предательства депутатов Киевсовета.
В-четвертых, Кличко имеет большие связи с деловыми и политическими кругами и Европы, и США. На фоне низкого доверия Запада Порошенко этот момент выглядит значимым.
Сейчас социологи рейтинги Кличко не меряют, но в случае его выдвижения рейтинговая картина может существенно поменяться.
Кличко как лидер политической силы
На парламентских выборах 2012 года партия УДАР («Украинский демократический альянс за реформы») Виталия Кличко заняла третье место после «Батькивщины» и Партии регионов, получив 14% голосов. В 2014 году УДАР присоединился к «Блоку Петра Порошенко», став основой новой политической силы, что обозначило статус Кличко как лидера партии. Успехи БПП на выборах 2014 и 2015 года во многом связаны с деятельностью организаций и актива УДАРа (как минимум, это можно таким образом подать).
Несмотря на присоединение к БПП, УДАР во многом сохранил свою самостоятельность. Например, на местных выборах 2015 года он имел свою квоту среди кандидатов, причем партийные структуры БПП не имели права вето на ударовских кандидатов.
Кризис БПП и катастрофа «Народного фронта» создают для УДАРа совершенно уникальные возможности. Если партия решит идти на выборы самостоятельно, она сможет привлечь на свою сторону не только актив старого УДАРа, но и значительную часть партийцев БПП и НФ, которые чувствуют, что пребывание в этих проектах лишено каких-либо перспектив. То же касается и значительной части промайданных избирателей, разочарованных в партии коалиции, но не видящих, на кого можно ориентироваться.
В результате УДАР может оказаться политической силой, которая заместит БПП и НФ, но при этом не будет с ними совсем уж явно связана. Конечно, суммарный результат БПП и НФ 2014 года (44%) недостижим, но надо ли в принципе к нему стремиться? Достаточно получить результат в два — два с половиной раза лучший, чем имеют БПП и НФ сейчас (10% от активных избирателей).
Резюме
В целом у Кличко неплохие политические перспективы — он вовремя ушел с первых позиций и не понес политических потерь в результате не слишком удачных действий власти в 2014-18 годах. Напротив, он в некоторой мере даже выглядит пострадавшим из-за заигрывания Порошенко с Ахметовым (конфликт вокруг «Киевэнерго»).
Это позволяет ему сыграть успешную игру в условиях, когда оба наиболее рейтинговых кандидата вызывают сильнейшее отторжение общества. Как минимум у него есть шанс создать наибольшую фракцию в Раде следующего созыва. Как максимум — занять пост президента на выборах 2019 года, если, конечно, он захочет и сможет в этих выборах участвовать.