Новые амазонки: Миссия без секса

35 лет назад в Польше, жившей при военном положении, был снят фантастический фильм под названием «Сексмиссия» - о мире будущего, состоящего из одних женщин, куда попадают двое мужчин из прошлого
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
Правда, жители бывшего СССР под оригинальным названием увидели фильм значительно позже, а в 1986 году он вышел на киноэкраны страны Советов под целомудренным названием «Новые амазонки». Хотя фильм решили показать в Советском Союзе по личному решению Михаила Горбачёва, который посмотрел ленту в Варшаве и искренне над ней хохотал, гражданская цензура страны, где «секса нет» оказалась значительно суровее польской военной.

В СССР из фильма вырезаны были не только сцены обнажённого тела (эпизод, где девушки переодевают майки после игры, сцена в бассейне и даже несколько кадров, предшествующих финальным титрам, где половой орган новорожденного мальчика показан крупным планом). Намного больше советских цензоров беспокоили идеологические моменты, поэтому в «Новых амазонках» не было эпизода с женщинами-заключёнными, и была полностью вырезана сцена с разгоном сборища «свободных женщин» — стиляг. Всего из советской версии «Сексмиссии» было изъято более 40 минут, как шутит режиссёр фильма Юлиуш Махульский, «вырезали весь секс — осталась только миссия».

Несмотря на такую «кастрацию», в СССР «Новые амазонки» посмотрели более 40 миллионов людей. В Польше же в первый год проката лента привлекла более 12 миллионов зрителей, читатели местного журнала Film выбрали её «Польской комедией столетия». И хотя в Польше XXI века на полном серьёзе звучат заявления о том, что фильм является сексистским и женоненавистническим, а Махульскому за него нужно извиниться, пока что это позиция лишь радикальных феминисток. Как шутит журналист Бартош Годзиньски, «тогда «Четыре танкиста и собака»  тоже сексистский фильм, потому что в экипаже танка нашлось место даже четвероногому другу, а вот Маруся появляется в кадре слишком уж редко».

Боевое кино: Три поляка, грузин и собакаТанки Т-34, выступавшие в роли «Рыжего» в знаменитом польском военном сериале, до сих пор на ходу
Юлиуш Махульский, который является также автором сценария фильма, придумал его ещё во время учёбы. Он просматривал книгу о прогнозах на XXI век, один из которых утверждал, что в будущем мужчины не понадобятся. Поэтому будущий режиссёр решил написать сценарий научно-фантастического фильма на эту тему, причём изначально в нем не было никаких мужских персонажей. «Сценарий был скучным, — вспоминает Махульский, — и только введение в него двух «самцов» придало сюжету динамичность».

Как ни парадоксально, снять фильм помогло… военное положение, которое было введено в Польше в декабре 1981 года. В феврале 1982-го Махульскому позвонили с киностудии «Кадр» и сообщили, что фантастическая «Сексмиссия» — единственный фильм, который может быть запущен в производство, потому что все остальные сценарии — слишком реалистичные и антисоветские. Правда, снимать будущее (действие фильма происходит в 2044 году) в условиях тотального дефицита было весьма проблематично.

Как вспоминает художник по костюмам Малгожата Брашка, ей приходилось лично ездить на фабрики, чтобы достать нормальные ткани, лакированную кожу и другие материалы, которые либо полностью шли на экспорт, или принадлежали к «стратегическому сырью военного назначения». Часть сцен снимали в соляной шахте в Величке под Краковом, и это было воистину взаимовыгодное сотрудничество: кинематографисты получили фантастические кадры, а дирекции шахты после съёмок остались дефицитнейшие силовые кабеля, которые использовались для осветительной техники.

Огнём, мечом и киноплёнкойЕжи Гофман из украинофобского романа Сенкевича «Огнём и мечом» попытался создать примиряющий Польшу и Украину фильм, да ещё и с антироссийским финалом
Мужчин в фильме снималось всего трое, из них изначально Махульский планировал на роль интеллигентного учёного-биолога Альберта Ольгерда Лукашевича. А вот Ежи Штуру роль ловеласа и пройдохи Макса режиссёр предложил случайно, столкнувшись с известным уже актёром в самолёте из Кракова в Варшаву. Но самой интересной была история появления на площадке исполнителя роли Её Превосходительства. Когда кто-то из съёмочной группы предложил на неё актёра кабаре Веслава Михновского, и с ним наконец связались, то услышали в телефонной трубке: «Приезжайте, поговорим. Только у меня рана на руке нагноилась, я сейчас в больнице, на обследовании. Извините, но лежу в акушерском отделении». «Я сразу понял, что это тот, кто нам нужен!» — вспоминает Махульский.

На киноэкраны Польши фильм «Сексмиссия» вышел в 1984 году. Это был «год Оруэлла», который создал антиутопию тоталитарного государства, управляемого Большим Братом. Махульский заменил Большого Брата на Большую Сестру, и изображённый в его фильме режим стал не страшным, а смешным. Собственно, что это за тоталитаризм, если его так просто «шпекнуть»?

Рекомендуем