«Как сформировали законопроект бюджета-2019? Взяли текущий бюджет, прибавили к каждой статье — где больше, где меньше — показатель инфляции. Это неудивительно, так как налоговой, бюджетной и административной реформ, касающихся хозяйственной деятельности, не было. Реформы системы государственного управления также не было. То есть никаких экономических изменений», — пояснил аналитик.
По мнению Новака, приоритет будущего бюджета заключается в силовом блоке — обороне и органах правопорядка. На них в главном финансовом документе страны на 2019 год больше всего увеличены расходы. В то же время уменьшаются расходы на субсидирование домохозяйств — с 71 млрд грн в этом году до 55 млрд грн.
«Весной этого года правительство изменило условия получения субсидий — уменьшены площадь квартир и домов, имеющих право на субсидию, и уменьшены объемы использования энергоресурсами, которые также подлежат субсидированию. Так, приблизительно на 20-22% уменьшена статья затрат на субсидии», — напомнил экономист.
Андрея Новака огорчает, что годами не меняется соотношение между центральным и местными бюджетами. Потому что, по его утверждению, все разговоры о децентрализации сводятся к децентрализации полномочий — местным органам дали больше полномочий, но денег под них не предоставили.
Эксперт заявляет, что в этой связи 80% налогов идет в центральный бюджет, а только 20% доходов остается всем вместе взятым бюджетам страны. Следовательно, госсистема Украины остается гиперцентрализованной.
Напомним, что 18 октября Верховная Рада в первом чтении проголосовала за проект бюджета на 2019 год.
Курс гривны, заложенный в госбюджете, будет составлять 29,40 грн/$. Минимальная зарплата вырастет на 12% и будет составлять 4173 грн, инфляция — 7,4%. И.о. министра финансов Оксана Маркарова, которая представила законопроект в парламенте, заявила, что главный финансовый документ сбалансирован. Тем не менее, по ее словам, в него еще будут вноситься изменения.