По информации украинских СМИ, еще по состоянию на вечер среды у правительства не было минимально необходимых 226 голосов, чтобы принять проект бюджета в первом чтении. По словам одного из влиятельных нардепов из президентской фракции, премьер-министр Владимир Гройсман лично вел переговоры с депутатами, чтобы те поддержали документ. В итоге депутаты увеличили расходы проекта госбюджета на 2019 год на 2,5 млрд гривен, предложив правительству взять больше денег у Национального банка. В Раде также указали Министерству финансов на несколько других источников, которые позволят увеличить доходы казны почти на 36 млрд гривен.
Верховная Рада приняла за основу и в целом проект постановления №9000-П о выводах и предложениях к проекту госбюджета на 2019 год. Принятие постановления с выводами профильного комитета — это по сути первое чтение госбюджета.
Премьер-министр Владимир Гройсман назвал проект госбюджета абсолютно реалистичным и полностью сбалансированным, который дает уверенность в стабильности и экономическом росте в 2019 году. Но глава правительства дал понять, что он явно не в восторге от количества дополнительных правок к проекту, которые поступили от депутатского корпуса. Для правительства важно не только не разбалансировать бюджет при согласовании документа с депутатами, но и принять его как можно раньше. От этого зависит, удастся ли Украине договориться о продолжении сотрудничества с Международным валютным фондом, который, по неофициальной информации, не готов продолжать финансировать Украину до принятия бюджета на 2019 год.
Правительственный проект основан на макроэкономическом прогнозе с ростом реального ВВП на 3% при инфляции 7,4% и предусматривал доходы на уровне 1,008 триллиона гривен, расходы — 1,094 триллиона гривен, предельный уровень дефицита в сумме 89,989 миллиарда гривен или 2,3% ВВП, предельный объем госдолга — 2,449 триллиона гривен. В проекте госбюджета-2019 расчеты осуществлены с использованием прогнозного курса на конец года 29,4 грн./доллар.
Дележ пирожка
В документе предусмотрены расходы на оборону в размере 209,5 млрд гривен. Согласно закону «О национальной безопасности», объемы финансирования оборонного сектора должны составлять не менее 5% от ВВП страны в год. На финансирование Министерства внутренних дел предусмотрена сумма 71,6 млрд гривен, что на 19% больше, чем в текущем году (60,1 млрд гривен). В то же время на Генеральную прокуратуру предусмотрена примерно та же сумма, что и в 2018 году, — 7,2 млрд гривен.
На образование в главной смете страны предусмотрено 242,1 миллиарда гривен, в частности, 1 миллиард — на реформу новой украинской школы. На систему здравоохранения Кабмин заложил в бюджете 92,3 миллиарда гривен (на 9,5 млрд больше, чем годом ранее).
Также в бюджете предусматривается введение программы дотаций сельскохозяйственным предприятиям. В частности, 1,38 млрд гривен планируется направить на компенсацию сельскохозяйственной техники. Всего на поддержку агропромышленного комплекса планируют направить 6,9 млрд гривен бюджетных средств.
Кроме того, в проекте госбюджета предусмотрено увеличение местных бюджетов на 41,4 миллиарда гривен.
Минимальная зарплата с первого января 2019 года вырастет на 12% — с 3723 до 4173 гривен.
Также Кабмин предложил установить социальные расходы бюджета на уровне 301,8 миллиарда гривен, а на финансирование культуры — 5,4 миллиарда гривен, из которых 1 млрд — на производство новых фильмов.
Неуемные аппетиты нардепов
За месяц со времени регистрации проекта госбюджета в Раде от депутатов поступило почти две тысячи двести правок, принятие которых могло бы обойтись правительству в 2,2 трлн гривен. Это в два раза больше, чем уже запланировал Кабмин потратить в 2019 году.
Представляя законопроект, заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Сергей Мельник сообщил, что комитет обработал 2071 предложение к проекту и предлагает учесть полностью или частично 921 предложение, но при этом отклонить 1249.
Профильный комитет предложил правительству расширить как доходную, так и расходную части на 2,5 млрд гривен по сравнению с правительственной редакцией проекта бюджета. Именно на такую сумму комитет предложил увеличить поступления в госбюджет от Национального банка.
О том, что Министерство финансов слишком осторожно подошло к формированию доходной части в бюджете на следующий год, свидетельствуют расчеты Счетной палаты Украины. Глава ведомства Валерий Пацкан, выступая в парламенте, раскритиковал документ, отметив в том числе, что в рамках проекта госбюджета можно увеличить доходы на 17,6 млрд грн за счет налога на прибыль предприятий и акцизного налога с ввезенных в Украину товаров, а заимствования в размере 346 млрд грн, т.е. четверти финансовых ресурсов госбюджета Украины, являются чрезмерно дорогими.
Депутаты договорились об увеличении более чем на 620 млн гривен расходов на закупку лекарств и медицинских изделий для лечения сердечно-сосудистых, онкологических и онкогематологических заболеваний. На несколько миллионов гривен парламентарии решили расширить расходы на лечение граждан за границей.
Увеличив расходы по закупке медпрепаратов, депутаты более чем на 800 млн гривен сократили бюджет общественного телевещания. Но в то же время инициативы сократить расходы Национальной полиции и Государственной судебной администрации поддержки в комитете не нашли, как, впрочем, и идея урезать размер суммы аграрных дотаций в одни руки.
Ожидаемо члены комитета поддержали правку о выделении 4,5 млрд гривен субвенции местным бюджетам на социально-экономическое развитие. Как показывает практика, наличие этой субвенции весьма увеличивает шансы принятия бюджета за счет голосов мажоритарщиков. Деньги по этой программе, как правило, распределяются на округа депутатов, где осваиваются через локальные проекты, как, к примеру, строительство и ремонт школ, больниц, дорог. Список проектов, на которые распределяют субвенцию, утверждает Кабинет министров по предложению депутатов.
Но по большей части правки к проекту бюджета, поступившие от местного самоуправления, в комитете проигнорировали. На местах просили увеличить объем образовательной субвенции путем перераспределения дополнительной дотации на образование и медицину, а также изменить коэффициенты в формуле распределения субвенции. На образовательную субвенцию дополнительно требуется 5,4 млрд гривен и еще 1,7 млрд гривен — на медицинскую.
Успеть украсть
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, нынешний бюджетный процесс ничем не отличается от прошлогоднего.
«Бюджет сбалансирован только на словах. Когда приступят к принятию во втором чтении, будет внесена куча поправок. Это предвыборный бюджет, и в нем будет масса диспропорций, и, скорее всего, в него нужно будет вносить изменения, потому что из-за выборов там будут появляться все новые и новые «хотелки» и всевозможные нюансы. Велика вероятность, что этот бюджет 2019 года не будет выполнен, как и бюджет этого года. Так что на этот документ можно и не обращать внимания. В конце концов его примут, и Гройсман прекрасно понимает, что это может быть последний бюджет, к которому он может иметь какое-то отношение», — сказал в комментарии Украина.Ру Александр Охрименко.
По его мнению, оперативное принятие законопроекта в первом чтении никак не повлияет на выделение Украине кредитных денег от Международного валютного фонда.
«Никакого отношения к кредиту МВФ бюджет не имеет. Гройсман неоднократно говорил, что примем бюджет — будет кредит от МВФ. Международному валютному фонду глубоко наплевать на бюджет. Но давайте смотреть на факты: бюджет 2018 года не выполнен, и все молчат. Принимаем бюджет-2019 и тоже толком никто ничего не говорит. О бюджете говорят только тогда, когда его принимают, но никто не отчитывается и не говорит, почему провален действующий бюджет», — подчеркнул Охрименко.