Многие ожидали реализации самого экстремального сценария: предоставления Константинополем томоса об автокефалии «украинской церкви» и налёты радикалов на лавры. Однако мрачные прогнозы пока не сбылись. Выяснилось, что процесс перераспределения может иметь и другие формы, внешне вполне «законные». А радикалов подтянут, когда в них появится нужда.
Андреевская церковь
Верховная Рада Украины 18 октября одобрила внесённый президентом Петром Порошенко законопроект о передаче Андреевской церкви в Киеве в постоянное пользование Константинопольскому патриархату.
Порошенко поблагодарил парламентариев, заявив, что передача храма Константинополю приблизила Украину к цели — предоставлению томоса об автокефалии.
Однако это решение парламента одобрили на Украине далеко не все. В канонической Украинской православной церкви (УПЦ) заявили о нарушении канонов.
Но нарушены не только каноны. Лидер движения «Украинский выбор — Право народа» Виктор Медведчук отметил, что передача храма незаконна.
«Передача в пользование кому-либо объектов государственной собственности не относится к полномочиям Верховной Рады, закрепленным в Конституции Украины. Управление объектами государственной собственности является прерогативой Кабинета министров», — подчеркнул политик, являющийся одновременно одним из ведущих и наиболее квалифицированных юристов на Украине.
А киевский православный публицист Дмитрий Скворцов в интервью изданию Украина.ру обратил внимание на тот факт, что за передачу храма Константинополю и за автокефалию выступают политики, как правило, от православия далёкие — протестанты и католики.
Отдайте лучше Администрацию президента
Группа депутатов от «Оппозиционного блока» попыталась заблокировать решение о передаче Константинополю Андреевской церкви, но успехом эта акция не увенчалась. Об этом рассказал на своей странице в Facebook депутат Александр Вилкул.
«В соответствии с законодательством я с моими коллегами — Вадимом Новинским, Нестором Шуфричем, Михаилом Добкиным и Михаилом Папиевым — зарегистрировал постановление №9208-п, которым мы остановили это решение (о передаче Андреевской церкви. — Ред.) парламента из-за «кнопкодавства». Однако впервые в истории украинского парламентаризма, уже после регистрации нашего постановления, оно не было вывешено на официальном сайте Верховной Рады, практически спрятано. И в нарушение закона глава парламента подписал закон о передаче церкви», — сообщил политик.
По словам Вилкула, в связи с этим депутаты от «Оппозиционного блока» обращаются в правоохранительные органы и будут следить, чтобы «чиновники, которые нарушили закон, были наказаны».
Выступая в Раде, Вилкул назвал передачу Андреевской церкви Константинополю взяткой.
«Если власть так хочет отблагодарить Стамбульского патриарха, то с целью комфортного пребывания этого лица в Украине мы подали законопроект о передаче ему здания Администрации президента в Киеве на улице Банковой до 31 марта 2019 года», — сказал депутат.
Зачем описывают церковное имущество?
Ценности в храмах Украинской православной церкви опишут, опасаясь их вывоза. Информация о попытках оценки церковного имущества сотрудниками Минкульта Украины появилась еще в сентябре. В ведомстве тогда выступили с опровержениями. Однако скрыть свою причастность к ситуации с описью Минкульту не удалось, отмечают в Информационно-просветительском отделе УПЦ.
Выяснилось, что решение провести опись имущества канонической УПЦ было принято главой Минкульта Украины Евгением Нищуком как реакция на обращение депутата Верховной Рады из фракции Радикальной партии Юрия-Богдана Шухевича относительно «возможной угрозы незаконного вывоза культурных ценностей из религиозных сооружений УПЦ».
Депутат Шухевич потребовал также установить круглосуточный контроль правоохранительных органов над вывозом имущества из православных храмов, прежде всего из Киево-Печерской и Почаевской лавр.
Но речь идёт не только о лаврах. Работники Минкульта должны описать все ценности, которые хранятся в храмах и монастырях канонической УПЦ.
«Не пускать на порог»
Планируемая властями опись совершенно незаконна, считают в Украинской православной церкви. Глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Баховнапомнил, что всё имущество, которое находится в храмах, является собственностью религиозных общин. И даже если здание является собственностью государства и находится в пользовании или аренде, это не дает право представителям власти посягать на это имущество.
Поэтому, по словам протоиерея, священники и прихожане имеют полное право «не пускать их (комиссии. — Ред.) даже на порог».
А общественная организация «Публичный аудит» распространила памятку для священнослужителей, которая должна помочь им «посылать нищуков или их посыльных», но по закону. В частности, в организации напоминают, что «согласно ст. 35 Конституции Украины Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства».
«Это значит, что никакой чиновник не имеет права вмешиваться в распоряжение Церковью своим имуществом», — подчёркивают авторы памятки.
Но вряд ли нынешнюю украинскую власть остановят простые напоминания о нормах закона. Зачем проведут опись, вполне понятно — грядёт большой передел.
Почаевская лавра и греко-католики
Ситуация вокруг православных святынь везде на Украине достаточно тревожная. Но более всего приходится ожидать обострения вокруг лавр.
Ранее наместник Почаевской Свято-Успенской лавры митрополит Почаевский Владимирсообщил об «угрозах расправой» и обратился к верующим с просьбой о молитвенной, моральной и физической поддержке в связи с угрозами раскольников.
Ожидавшиеся нападения пока не произошли, но судьбу Почаевской лавры после создания «Единой поместной церкви» на Украине уже обсуждают в соцсетях.
Монах греко-католического Бучачского монастыря Теодор Дутчак на своей странице в Facebook задался вопросом, не должна ли лавра быть возвращена Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), которая владела ею более ста лет.
«С 1713 по 1832 год Почаевский монастырь принадлежал УГКЦ, а именно Василианскому чину. Именно монахи-василиане построили монастырский комплекс, в частности, Святоуспенский собор, создали типографию. Кажется, в Европе по законам храмы всегда передают их собственникам?» — сообщил монах, добавив, что это «просто мысли вслух».
Один из комментаторов отметил, что если дойдёт до передела церковного имущества, то «за лавры будет серьёзное противостояние с насилием», но греко-католикам «никто ничего не отдаст, 100%».
А священник Богдан Каплун, комментируя пост, написал: «Наступает время, когда монастыри и храмы будут пустовать, как в Европе, и никто за эти стены биться не будет».
Грабежи храмов: ни одно дело не раскрыто
Но пока храмы на Украине еще не опустели, и за них идёт жесткая борьба с привлечением боевиков из национал-радикальных группировок. По словам управляющего делами Украинской православной церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония, начиная с 2014 года и по сегодняшний день раскольниками было захвачено более 50 храмов по всей Украине. «И власти, особенно местные, являются сторонниками захватчиков», — подчеркнул священнослужитель в интервью изданию «Страна.ua».
Нападениями радикалов на православные храмы заинтересовались в ОБСЕ. Во время состоявшейся 17 октября встречи в Одесской епархии УПЦ священнослужители рассказали представителям мониторинговой миссии этой организации об имевших место инцидентах, сообщает сайт епархии.
«Представителей ОБСЕ беспокоил вопрос о случаях захвата храмов или другой агрессии со стороны радикально настроенных группировок. На что священнослужители заверили их, что регион отличается миролюбием, глубокой преданностью Украинской православной церкви, и люди, живущие здесь, никогда не допустят захватов своих родных храмов. Было подчёркнуто, что на юге Украины уже более двухсот лет мирно уживаются представители разных национальностей», — говорится в сообщении.
При этом представители епархии заметили, что на протяжении многих лет происходят грабежи православных храмов в Одесской области, но, к сожалению, ни одно дело не было раскрыто. Отметим, что похожая картина и в других регионах.
Можно констатировать: хотя Константинопольский патриархат пока не предоставил томоса об автокефалии «украинской церкви», украинская власть и раскольнические организации готовятся к масштабному перераспределению церковного имущества. Давно уже идущая война за храмы может приобрести другие формы, но и совсем другой масштаб.