День в Истории. Забилось «электрическое сердце Украины»

10 октября 1932 г. при стечении десятков тысяч строителей, делегатов от трудовых коллективов и членов советского руководства был запущен Днепрогэс. Объект стал живым воплощением знаменитого ленинского тезиса, а при его возведении, как и на стройках других гигантов сталинской индустриализации, не обошлось без американцев.
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Значение электроэнергетики для советского проекта исчерпывающе определяется классической формулой В.И. Ленина: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Для воплощения этого лозунга был разработан знаменитый план ГОЭЛРО, один из пунктов которого подразумевал строительство гидроэлектростанции на Днепре в районе порогов.

Такая ГЭС позволяла бы решить сразу две основные задачи: обеспечение электроэнергией «Приднепровского района, Криворожского района и северной части Таврической губернии» и обеспечение беспрепятственного судоходства по Днепру после затопления порогов.

Постановлением Комитета государственных сооружений от 5 марта 1921 г. «составление как основного проекта станции, так и проекта временных построек» поручалось видному русскому инженеру Ивану Александрову. Выходец из семьи врачей, выпускник Московского инженерного училища путей сообщения, он еще до революции занимался проектированием железных дорог и мостов, а также мелиоративных сооружений.

Спустя год с небольшим, заслушав доклад Александрова, секция энергетики Госплана постановила выделить на проектирование необходимые суммы, принять меры к отведению земель под зону затопления и учредить специальную комиссию, которая должна была выработать два варианта проекта: «одноплотинный и двухплотинный». Однако постановление это так и не было реализовано. Совнарком урезал финансирование Днепростроя на 1922 г. с требуемых 90 тысяч «довоенных рублей» до 20 тысяч.

«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации1 октября 1931 г. торжественно открылся один из главных промышленных гигантов первой пятилетки. К завершенному в рекордные сроки строительству приложили руку харьковские красноармейцы, американский инженер получил за него «крест Ленина», а никто из первых руководителей завода не дожил даже до его десятилетия

В докладной записке Александров указывает, что если ситуацию не пересмотреть, то «погибнет одно из самых ценных дел в России». В другом документе, объясняя размер требуемой на проектные работы суммы, главный инженер Днепростроя поясняет, что «стоимость их определена по аналогии со стоимостью подобных же работ, производившихся в довоенное время, и выражена в довоенных рублях».

В номере 278 (2015) газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» от 5 декабря 1923 г. Александров опубликовал статью «Электрификация и шлюзование днепровских порогов» с подробным экономическим обоснованием проекта, значение которого «должно быть ясно усвоено как в центре, так и на местах».

«Чтобы иметь ток в 1930 году, — отмечал Александров, — надо начать постройку Днепровской централи с осени 1924 года, а закончить проектировку и изыскания в течение 1923/24 бюджетного года».

Однако выполнить это пожелание не удалось, и вот уже Совнарком УССР предлагает начать строительство с января 1925 г., предполагая завершить его за семь лет: «Правительство Украинской ССР считает необходимым внести в бюджет 1924/25 г. 8 миллионов на начало строительства, а 2,6 миллиона на заграничные заказы по строительству».

Президиум Госплана на это обращение был вынужден ответить отказом. Во-первых, окончательный проект Днепровской гидроэлектрической станции еще не утвержден, а без него выделять деньги на строительство нецелесообразно, а во-вторых, «включение просимых кредитов в сумме свыше 10 млн рублей в смету 1924/25 г. невозможно ввиду финансовых затруднений, вызываемых неурожаем».

Тем не менее газета столичного харьковского обкома компартии Украины «Коммунист» в номере от 18 сентября 1924 г. писала о начале строительства в январе будущего года, как о деле решенном:

«Чем начнется работа?— А вот: в январе 1925 года — подъездные пути и склады, в феврале — рабочий городок, в марте — здание управления и жилища для рабочих, необходимые земляные работы, в апреле — тепловая станция, в мае — мастерские, в июне — взрывные работы, а в июле — приступаем и к самой плотине…»

12 сентября. Открытие киевской кузницы инженерных кадров РоссииБурное индустриальное развитие Российской империи во второй половине XIX в. остро поставило вопрос обеспечения квалифицированными инженерными кадрами. Их недостаток приходилось восполнять за счет европейских, прежде всего немецких, специалистов, и это служило дополнительным мотивом для создания системы подготовки русских специалистов.

Однако вместо строительства подъездных путей и складов в январе 1925 г. секция электрификации Госплана издала постановление, в одном из пунктов которого значилось: «Признать целесообразным произвести в марте месяце, по готовности проекта, широкую техническую экспертизу такового, с привлечением крупных иностранных специалистов, уже проектировавших и осуществлявших подобные сооружения».

Затем, по получении результатов этой экспертизы, готовый проект должен был пройти уже финансово-экономическую экспертизу в самом Госплане, к проведению которой приглашались все заинтересованные стороны, включая «украинское правительство».

И вот, наконец, в приказе председателя ВСНХ СССР Ф.Э. Дзержинского от 13 июля 1925 г. сообщается о завершении проектных работ и назначаются все необходимые экспертизы.

О том, что отношение к проекту у советского руководства было не столь однозначным, свидетельствуют многочисленные оговорки:

«ВСНХ считает себя вправе войти в соответственные государственные учреждения с предложением ассигновать столь исключительно крупные суммы, какие потребны на Днепровское строительство и связанные с ним мероприятия, лишь в том случае, если будет полностью учтен опыт прошлых строительств и их ошибки, если проект, подвергнувшись всесторонней проверке на основе нового опыта, целиком и полностью выдержит испытание и если таким путем народному хозяйству будут даны все гарантии целесообразности, своевременности и экономичности намечаемых проектом гигантских работ».

Позднее в заметке об окончании строительных работ на Днепрострое, вышедшей в номере «Правды» от 30 марта 1932 г. (№ 89), отмечалось, что «недаром вокруг него так резко разгоралась политическая борьба».

3 декабря 1926 г. постановление Госплана СССР о Днепрострое было утверждено Советом Труда и Обороны. Было создано Управление Днепростроя. Председателем технического совета был утвержден И. Г. Александров. Начальником строительства стал А. В. Винтер — выходец из рабочей семьи, за революционную деятельность отчисленный из Киевского политеха, но затем окончивший Политехнический уже в Санкт-Петербурге и руководивший впоследствии несколькими электростанциями.

«Днепровское строительство» было включено в перечень первоочередных проектов, ВСНХ и Госплан при участии СНК УССР должны были к апрелю подготовить проект строительства. Однако только 23 февраля 1927 г. ВСНХ СССР издает приказ по случаю окончания проектных работ за подписью В. Куйбышева, в котором сообщается о том, что «проект постройки был разработан проф. И. Г. Александровым, и высокие достоинства этого проекта были признаны как при обсуждении его в ЦЭСе, так и иностранной экспертизой Купера».

Танковый марафон Михаила КошкинаМихаил Ильич Кошкин известен в первую очередь как главный конструктор танка Т-34, остававшегося основой боевой машиной Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны. Неоднократно делались попытки "разоблачить" его, но связаны они с банальным непонимание – главный конструктор прежде всего организатор, а не изобретатель…

Полковник Хью Купер был тем самым американским специалистом, которого привлекли для экспертизы проекта и который затем во главе команды американских инженеров осуществлял технический надзор за строительством в роли «супервайзера». Купер на тот момент являлся крупнейшим специалистом по строительству плотин и гидроэлектростанций. За свою работу на Днепрострое американцы удостоились орденов Трудового Красного Знамени.

8 марта 1927 г. Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден состав технического совета при правлении государственного Днепровского строительства под председательством профессора И. Г. Александрова. В него вошли такие видные деятели, как Г. Б. Красин (брат знаменитого инженера и наркома внешней торговли), Г. М. Кржижановский, проф. Г. О. Графтио (автор еще дореволюционного проекта каскада ГЭС на Днепре), А. В. Винтер и другие. В апреле-мае этот орган в общем утвердил выполненный Александровым проект плотины и электростанции, однако оставалось еще немало работы по его уточнению.

В это же самое время начались подготовительные работы, которые продолжались до конца осени и включали в себя в том числе и строительство временной электростанции, которая должна была обеспечивать энергией грандиозную стройку. В то время строительство носило еще сезонный характер. На зиму основные строительные работы замирали.

Главной задачей 1928 г. стали строительство и пуск механического завода для обслуживания задействованной в строительстве техники, а также подготовка к возведению плотины — пуск камнедробильного и бетонного заводов.

«Другие работы вроде шлюзовых и мостовых производиться не будут или будут "постольку-поскольку", так как на них денег нет», — откровенно признает  главный инженер строительства Винтер в докладе о плане работ на 1928 г.

Резюмируя относительно скромные объемы работ, Винтер отмечает: «Это не есть свертывание Днепростроя, как об этом некоторые говорят, а только самый жестокий, неумолимый режим, вызванный необходимостью уложиться в средства, отпущенные правительством».

Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Вот как они описываются в постановлении ЦК ВКП(б) о необходимости усилении партийной работы на этом объекте: «Некоторая стихийность организации работ в связи с необходимостью быстрого темпа развертывания строительства при неподготовленности к этому хозяйственных организаций».

Плодами этой «стихийности» были постоянная нехватка строительных материалов, нехватка рабочих рук, сочетавшиеся с нехваткой жилья для все возрастающего числа строителей, низкий уровень механизации труда.

Были проблемы и с организацией труда. В документе отмечаются «нездоровые настроения в широких рабочих массах (рвачество значительных групп рабочих и служащих, отсутствие производственной заинтересованности)», проблемы с трудовой дисциплиной, «высокий процент прогулов», а также «бюрократические извращения в отдельных звеньях хозяйственного руководства».

Первый год Юзовки: как рождалось индустриальное сердце РоссииОсенью 1870 года пароходы из Европы в Таганрог ходили исправно. Поэтому появление здесь в середине сентября нескольких судов под сенью «юнион джека» никого не удивило. Между тем, зафиксировать событие, наверное, стоило бы — ведь на землю Российской империи сошли две с половиной сотни британцев во главе с 55-летним валлийцем Джоном Юзом.

Эти проблемы решались традиционными для строек первых пятилеток мобилизационными методами, стимулированием массового энтузиазма. Днепрострой был объявлен зоной сплошного ударного строительства, где практиковались «сверхскоростные темпы работ».

Работы велись в три смены, сверхурочно. Впрочем, и здесь были пределы человеческим возможностям. «Многие ударники не работают еще по-ударному. Нередки случаи, когда некоторых из них находят спящими на производстве», — сообщала газета «Правда» (№ 62, 4 марта 1930 г.) в заметке «Комсомольцы организуют ударные бригады».

Благодаря ударным методам строительства еще в конце сезона 1928 г. удалось начать первые работы по возведению плотины в русле реки.

Весной 1929 г. строители Днепрогэса приступили к укладке рабочих путей, по которым бетон с заводов должен был поступать к плотине. В этом же году началось возведение всех основных сооружений электростанции. В июле из котлованов была откачана вода, очищено дно реки и начаты работы по возведению бетонной плотины. Строительство плотины велось одновременно с обоих берегов Днепра, что было сложнее технически, зато позволяло выиграть время. В 1930 г. было завершено возведение дамбы.

Главный инженер Днепростроя А. В. Винтер в интервью корреспонденту ТАСС заявил, что строители «уже в этом году в темпах и качестве работ на Днепрострое сравнились с темпами Америки, оставив далеко позади европейскую технику. В дальнейшем мы должны значительно опередить и американские темпы».

Темпы действительно были впечатляющими. Если первоначально строительство планировали закончить за семь лет, что подтверждали и американские специалисты, то впоследствии сроки сдачи ГЭС корректировались в сторону ускорения.

Следует отметить, что наряду с комплексом Днепрогэса проектировались и возводились предприятия, которые должны были стать основными потребителями его энергии.

9 мая 1930 г. постановлением Совета Труда и Обороны был утвержден их перечень, а предприятия предполагалось объединить в составе Днепровского промышленного комбината. В него должны были входить металлургический, коксо-бензольный, ферросплавный заводы и завод спецсталей. Кроме того, тем же документом утверждалась необходимость соединения строящегося Днепрогэса линиями электропередач с Донбассом.

В том же году компания General Electric поставила пять генераторов, а Newport News Shipbuilding and Drydock Company  — девять турбин.

28 марта 1932 г. строители отрапортовали о завершении работ на плотине. Строительство гидроэлектростанции было завершено к 1 мая 1932 г. К этому времени был введен в постоянную эксплуатацию первый агрегат Днепрогэса, три других были готовы к пуску. Была возведена плотина длиной 760 метров, поднявшая уровень воды на 37 метров — на 4 метра выше самых высоких порогов.

День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации4 октября 1800 года на Луганском литейном заводе была запущена доменная печь, на которой впервые в России чугун был выплавлен с использованием кокса. Завод был создан по указу императрицы Екатерины II трудами знаменитого шотландского инженера и бизнесмена Чарьльза Гаскойна. Так было положено начало тяжелой промышленности Донбасса и всей Новороссии.

«Это будет действительно электрическое сердце Украины» — говорится в обращении днепростроевцев к XVI партсъезду.

10 октября 1932 г. был подписан приказ наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе за номером 696 о включении «Днепровской гидроэлектрической станции им. В.И. Ленина в число действующих электростанций». В тот же день состоялось торжественное открытие Днепрогэса; к этому времени были пущены пять агрегатов гидроэлектростанции мощностью в 310 тыс. кВт. С пуском еще четырех агрегатов мощность станции составила 558 тыс. кВт. На торжественный митинг прибыли председатель ВЦИК М. Калинин, нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе, французский писатель-коммунист Анри Барбюс.

О Днепрогэсе сохранились уникальные воспоминания одного из его строителей Бориса Вейде, пришедшего на стройку каменотесом и сделавшего карьеру конторского служащего. Воспоминания недавно были изданы в Запорожье.

Вот как Вейде описывает торжества по случаю пуска ГЭС: «Два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто угодно мог выпить и закусить сколько душа пожелает!..»

Результаты ввода Днепрогэса в эксплуатацию оценивались Госпланом СССР в «Итогах выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР» (1933 г.):

«Вступление в работу величайшей в мире гидростанции — Днепрогэс им. Ленина мощностью в 558 тыс. кВт (из них в работе на 1/I 1933 г. 310 тыс. кВт), являющейся образцом сочетания советского инженерного искусства с передовой иностранной техникой и социалистической организацией труда, создает энергетическую базу для развития гигантского комбината электрометаллургических производств (алюминий, ферросплавы, электросталь и т. п.). Днепрогэс снабжает энергией по линиям высоковольтных передач большой индустриальный район и в ближайшее время связывается линией передачи с Донбассом, в результате чего создается гигантское кольцо электростанций общей мощностью до полутора миллиона киловатт.

Днепровская плотина, дающая возможность выработать огромное количество дешевой электроэнергии (стоимость 1 кВтч = 0,7 коп.), в то же время создает непрерывный судоходный путь по всему Днепру; кроме того, сезонные избытки электроэнергии будут использованы для ирригации прилегающих степей. Комбинат электроемких производств создается по единому плану с гидростанцией и в непосредственной близости к ней, что даст наиболее эффективное использование электроэнергии и экономию в капитальных вложениях».

 

 

Рекомендуем