В начале XVII в. все силы Речи Посполитой были брошены на установление господства над охваченным смутой Русским Царством. Начав с поддержки самозванцев, поляки и литовцы попытались силой добиться избрания на царство польского королевича Владислава. Главными действующими лицами войны с Россией стали коронный гетман Станислав Жолкевский, великий гетман литовский Ян Ходкевич, полк Лисовского (отличавшейся крайней жестокостью), запорожский гетман Петр Конашевич-Сагайдачный. Вскоре всем им пришлось испытать на себе силу турецкого оружия.
Вмешавшись в разгорающуюся в Священной Римской империи Тридцатилетнюю войну, Речь Посполитая поставила себя под удар Османов, которого всячески старалась избежать с тех самых пор, как цвет польского рыцарства во главе с королем Владиславом III полег в 1444 г. под Варной.
Действуя в интересах императора, в 1620 г. коронное войско вторглось в Молдавию. Это переполнило чашу терпения Порты, которая и так была крайне недовольно тем, что, вопреки всем заверениям, польское правительство было неспособно пресечь грабительские морские рейды запорожцев. В конечном итоге поляки потерпели жестокое поражение в битве под Цецорой, в которой погибли множество польских воинов (среди них отец Богдана Хмельницкого) и сам великий коронный гетман Жолкевский.
После поражения в Молдавии, ожидая вторжения основных сил османов, король Сигизмунд III понял, что не сможет отразить его без помощи казачества. Чтобы привлечь на свою сторону запорожцев он обратился к находящемуся проездом из Москвы иерусалимскому патриарху Феофану III, пообещав вновь легализовать православие, разгромленное на землях Речи Посполитой после Брестской унии 1596 г.
В итоге запорожские казаки собрали свыше 40 тысяч бойцов, к которым затем присоединилось еще до 20 тысяч казаков с Волги и Дона. Королю Сигизмунду удалось собрать около 30 тысяч воинов из Польши, Литвы и немецких наемников. Объединенные войска заняли укрепленный лагерь, выстроенный вокруг крепости Хотин на Днестре. Османская армия под предводительством самого султана Османа II после длительной осады и ряда ожесточенных штурмов так и не смогла разгромить силы Речи Посполитой. В итоге турки согласились на переговоры о перемирии.
Договор от имени «светлейшего Сигизмунда III» заключили каштелян белзский и староста владимирский Станислав Журавский и воевода люблинский, комиссар Речи Посполитой Якуб Собеский.
После обширной преамбулы, содержавшей пышную титулатуру высоких договаривающихся сторон, текст начинался с того, что в Стамбул к султану будет направлен «великий посол» Речи Посполитой, для «возобновления союза» двух держав. Таким образом документ, подписанный 9 октября под Хотином следует рассматривать как условия перемирия. Они включали в себя 8 пунктов.
Первым же пунктом оговаривалось обязательство Речи Посполитой «освободить весь Днепр от казаков». В ответ Порта гарантировала обязательства различных татарских орд не совершать набегов на владения «короля и Речи Посполитой». В окончательной версии мирного договора заключенного «великим послом» Речи Посполитой два года спустя в этом пункте содержалась следующая красноречивая формулировка: «чтобы на Черном море и слова «казак» слышно не было».
Далее речь шла о том, что отдельные стычки «рыбаков и охотников» в степях, где не было размежевания, не рассматриваются как повод для войны. В то же время крымский хан, направляясь с войском по указу султана, должен обходить владения Речи Посполитой. В этом пункте явно читается намек на разрушительный поход татар в 1595 г. в Венгрию, на пути которого пытался встать со своим казацким войском Северин Наливайко. А чтобы не возникало вопросов, где именно начинаются владения каждой из сторон, прописывалась необходимость последующей демаркации границ с привлечением «людей рассудительных знающих те места».
Отдельным пунктом оговаривалось «обычная плата», которую должен взимать с Речи Посполитой крымский хан и условия ее передачи. Взамен хан обязался по просьбе короля являться со своим войском против врагов Речи Посполитой.
В договоре, заключенном спустя два года «великом послом» в Константинополе содержался дополнительный пункт, запрещающий врагам Порты вербовать в Польше наемников, как это было, например, в случае с казаками Наливайко в Тринадцателетней войне в Венгрии, и с лисовчиками в Тридцатилетней войне.
В хотинском договоре о перемирии прямо называлась одна из главных причин войны: «злоба и жадность некоторых молдавских господарей». Чтобы впредь избежать подобного, стороны договаривались о том, что теперь в господари Молдавии должны были выдвигаться исключительно люди «осторожные и спокойные». Далее этот пункт не конкретизировался, но в договоре от 1623 г. констатировалось возвращение к традиционному выражению «искренности и покорности» господарей Молдавии в отношении польского короля, но при этом сами они, наравне с «воеводами» Семиградья и Валахии, рассматривались, как подчиненные султана.
Наконец последним пунктом хотинского договора подтверждалось намерение короля посредством «великого посольства» закрепить вышеперечисленные договоренности и восстановить союз между державами, существовавший издревле.
Таким образом, Сигизмунд обязался ликвидировать казачество, благодаря которому, по общему признанию, Речь Посполитая сумела остановить вторжение и отдать стратегическую крепость, опираясь на которую объединенному войску удалось отбить все атаки врага. При этом Молдавия оставалась в традиционной двойной зависимости, при суверенитете Порты. Считать это условиями продиктованными победителями довольно сложно. Все дальнейшие перипетии «великого посольства», и содержание заключенного им договора 1623 г. сполна подтверждают этот вывод.
Под Хотином Речь Посполитая не проиграла, сумела избежать военного поражения и последующего разорения, но не более того. Безусловно, в противостоянии с одной из сильнейших армий Европы, это само по себе было успехом. Просто не нужно преувеличивать его масштаб. Нечто подобное произошло в тех краях спустя сотню лет, во время Прутского похода Петра I. Русская армия не была разгромлена, турки безуспешно атаковали укрепленный лагерь и при этом обе стороны были крайне истощены боевыми действиями по результатам которых Петр был вынужден подписать невыгодный для России договор.
Однако если битва под Хотином воспринимается как победа польского короля, то Прутский поход русского царя — едва ли не как катастрофа. Между тем, последствия мира заключенного под Хотином велик к катастрофе уже саму Польшу.
Выполняя условия договора, власти Речи Посполитой начали системное давление на запорожцев, с целью пресечь их набеги на Крым и Турцию. Для контроля над ними на Днепре по всем правилам тогдашней инженерной науки была построена крепость Кодак с гарнизоном из иностранных наемников. Эти меры вызвали нарастающее раздражение казаков и стали одним из ключевых факторов, спровоцировавших восстание Хмельницкого, ставшее началом конца Речи Посполитой.