Формальной причиной задержания Украиной российского танкера «Механик Погодин» стали претензии к компании «ВЭБ-Лизинг», находящейся в санкционном списке Киева. Об этом сообщается в заявлении оператора судна — компании «В.Ф. Танкер».
В заявлении подчеркивается, что с момента задержания судна, 10 августа, претензии со стороны портовых властей поступали хаотично, «в поисках причин для задержания были названы: нарушение санкционного режима, неисправное состояние, загрязнение воды в акватории порта, нарушение таможенного и пограничного режимов».
«Формальный повод был все-таки найден — финансирование строительства судна в 2011 году осуществляла лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг». Никого не интересовало, что с момента спуска на воду (2011 год) "Механик Погодин" находится на балансе судовладельца — компании «В.Ф. Танкер», не входящей в санкционные списки. Только она может нести ответственность за все действия экипажа, риски эксплуатации судна, владеет им и распоряжается в текущей деятельности», — заявили в компании.
Более того, для снятия формальных причин «В.Ф. Танкер» переоформил остатки финансирования лизингодателя «ВЭБ-Лизинг» на себя.
«Стоит обратить внимание, что такой формальный подход со стороны портовых властей затрагивает интересы грузовладельца, заказчика перевозки, экипажа судна, судовладельца и никак не затрагивает интересы компании "ВЭБ-Лизинг", профинансировавшей строительство судна в 2011 году», — подчеркнули в компании.
Законы по-украински
Действия украинской стороны удивляют даже видавших многое юристов. Компания финансировала строительство танкера в 2011 году, а под санкции попала спустя несколько лет. Законы обратной силы не имеют: наказывать можно только за то, что совершено после опубликования законов (в данном случае — санкционного списка). Но нет, для Украине это международное юридическое правило, как будто не существует. А доводы здравого смысла бессильны.
Юрист-международник, почётный адвокат России Валерий Ванинпоясняет, что с точки зрения международного права действия украинских властей нарушают все договорённости.
«Юридическое воздействие на украинские власти можно оказать обращениями в украинские суды, которые в данный момент являются сильно политизированными. От украинской Фемиды не представляется возможным ожидать справедливого судебного решения, но предание огласке данных незаконных действий также может оказать существенное влияние», — отметил Ванин в комментарии RT.
Оказать влияние на Украину может только Вашингтон, подчеркивает адвокат.
Танкер — жертва фантазии украинских силовиков
Напомним, 10 августа СБУ заблокировала в порту Херсона российский танкер "Механик Погодин", на борту которого находится экипаж из 12 человек. Как заявляли украинские силовики, танкер якобы принадлежит российской компании, которая внесена в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны страны.
После блокировки танкера украинские власти несколько дней искали мотив для захвата судна. А Служба безопасности Украины не пустила наблюдателей Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на судно.
В итоге на Украине заявили, что «Механик Погодин» загрязняет воду в гавани Херсона. Позднее экипаж, опасаясь провокаций СБУ, не пустил «проверяющих» не судно. Это развязало руки украинским силовикам — появился повод арестовать танкер, что они и сделали.
Заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов сообщил, что Киев заблокировал «Механика Погодина» в порту Херсона на три года. При этом министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что судно могут конфисковать, "чтобы покрыть убытки".
В свою очередь глава СПЧ РФ Михаил Федотов назвал сложившуюся ситуацию безумием.
Экипаж судна держит оборону
В пресс-службе российской компании ООО «В. Ф. Танкер», которой принадлежит «Механик Погодин», рассказали: танкер перевозил дизельное топливо из Туркменистана в Украину по договору фрахта в интересах канадской компании Oil Marine Shipping and Chartering Inc. Порт приписки у судна — Санкт-Петербург. На борту — 12 членов экипажа, капитан — Михаил Замятин.
«Ограничений в передвижении членов экипажа нет. Но во избежание провокаций и в целях обеспечения готовности судна к отплытию в любой момент после получения разрешения портовых властей экипаж добровольно остается на судне», — сообщили в пресс-службе.
Важно, что без разрешения капитана судна украинские правоохранители не имеют права заходить на палубу: судно является территорией Российской Федерации. Зайти на танкер силовики могут только при наличии решения компетентного суда.
Арестованный «Норд»: у моряков — проблемы со здоровьем
В целом же ситуация с «Механиком Погодиным» — продолжение морского противостояния между Украиной и Россией. Старт ему дал официальный Киев, когда 25 марта украинские пограничники задержали крымское судно «Норд» под флагом России в Азовском море с 10 членами экипажа. Все они — граждане России, но Киев считает их украинскими гражданами. Два члена экипажа сумели вернуться в Крым через Белоруссию, семерых сняли с рейса в Минск.
Капитану судна Владимиру Горбенко инкриминируют «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», ему грозит до 5 лет лишения свободы.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова после встречи с семьями моряков попросила власти Украины, международные организации и СМИ помочь освободить экипаж «Норда» — вернуть их к своим родным и близким.
Москалькова уточнила, что на встрече мать капитана судна рассказала ей, что мужчине грозит до пяти лет тюрьмы, из-за плохого здоровья он может не пережить такое заключение. В тяжелом положении, по словам омбудсмена, находятся и остальные члены экипажа.
Жена старшего механика судна сообщила омбудсмену, что у ее мужа недавно отказывали ноги, добавила Уполномоченный по правам человека в РФ.
Задача Украины — нагнетать обстановку
Украина сознательно нагнетает ситуацию в Азовском море, провоцирует Россию. Задача — самыми нелепыми, юридически безграмотными и наглыми действиями вынудить Россию на ответные, желательно, силовые действия. В Киеве ждут, что Москва ответит не абсолютно законными досмотрами украинских кораблей, а решит, например, освободить удерживаемый в Херсоне танкер, оснований для задержания которого у Украины нет никаких. Провоцируя РФ, украинская власть ожидает такой реакцию, которую потом можно было представить мировому сообществу как «акт агрессии».
В этом случае Украина вновь наденет маску жертвы, а готовящемуся к выборам президенту Порошенко будет о чем говорить в сентябре на Генеральной ассамблее ООН.
По всей видимости, осознание быстро таящей поддержки Запада, заставляет Киев идти на самые отчаянные и грубые действия.
Тем более Киев уже ввязался в морской конфликт с Россией, и у него нет возможности дать обратный ход. Иначе оппоненты внутри страны обвинят власть в том, что она «прогибается перед Москвой», считает политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
«Здесь нет никакого хитрого расчета — просто логика конфронтации», — уверен политолог.