Так, 7 июня глава МВД Украины Арсен Аваков обнародовал «стратегию восстановления целостности Украины и деоккупации Донбасса», в которой говорится: «возобновляется участие граждан, проживающих на ранее оккупированных территориях в выборах в центральные органы власти Украины, но не ранее, чем через 3-5 лет».
Это вообще-то не новая для него мысль. Так, в интервью «Украинской Правде» от 16 апреля министр говорил: «Я думаю, что люди с оккупированных территорий будут поражены в правах в отношении выборов в центральные органы власти — парламента, президента и так далее. Но это нормальная международная практика. Она применялась во всех постконфликтных зонах, начиная от постфранкистской Испании и заканчивая Балканами. Слишком горячие эмоции успокаивает время. Этот период всегда был от 5 до 10 лет. После этого территория становилась полностью полноправной».
Вообще-то насчет международной практики министр грубо лжет. Конечно, он мог вспомнить и нелюбимый им СССР, где существовали ограничения избирательного права по политическим мотивам, в частности на основании социального происхождения. Но они были отменены еще Конституцией 1936 года, а в дальнейшем этого права не лишались и граждане, проживавшие в годы Великой Отечественной на оккупированных территориях.
Но международная практика — это тема для отдельной статьи. А мы сейчас говорим об украинской Конституции. Итак, Аваков предлагает ограничить жителей Донбасса в праве избирать депутатов Рады и президента.
Но статья 70 конституции Украины устанавливает только одно ограничение активного избирательного права: «не имеют право голоса граждане, признанные судом недееспособными», то есть граждане, которые не могут отвечать за свои действия из-за официального признанного психического расстройства, которое признано судом. Все прочие голосовать могут. Даже в местах лишения свободы, как известно, создаются избирательные участки. Право голоса для осужденных подтверждено Конституционным судом, который еще в феврале 1998 отменил положения закона о выборах в Верховную Раду, который исключал их из числа избирателей.
Ограничить избирательные права граждан Украины, крайне сложно, и по-моему вообще невозможно, без нарушения основного закона.
Так, статья 157 Конституции запрещает ее изменения, если они «предполагают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина». И любой проект конституционных поправок должен рассматриваться Радой только после получения выводов Конституционного суда, который должен рассматривать их соответствие именно статье 157. Следовательно, КС должен бы подобный проект зарубить еще до того, как Рада станет изучать его по существу.
Есть и другое препятствие для подобных поправок. Ведь они касаются раздела III Конституции («Выборы. Референдум»). А его изменения, равно как и разделов I («Общие положения») и XIII («Внесение изменений в Конституцию Украины», проходят по более сложной процедуре. Так, предлагать их могут либо президент, либо не менее 300 депутатов, а окончательно утверждают их не Рада, а всеукраинский референдум.
Конечно, можно сказать, что любой деятель, в том числе и Аваков, вправе говорить о том, как следует изменить Конституцию, даже если эти идеи не нравятся миллионам людей. Но ведь министр внутренних дел не упоминает, что его инициатива требует изменения Конституции, и что, дескать, оно необходимо, несмотря на все правовые сложности реализации такой инициативы.
Нет, Аваков вбрасывает свою идею, так, как будто она не предполагает конституционных поправок. Следовательно, предлагает Конституцию игнорировать.
Важно отметить, что Конституцию призывает игнорировать ключевой министр, являющийся руководителем ведомства, которое как раз должно Конституцию защищать.
Но есть и еще две опасности.
Во-первых, на неконституционность идей Авакова никто на Украине не обращает внимания, в том числе и те, кто по своей должности обязан был бы это делать. Например, молчат депутаты от «Оппоблока», молчат и профессиональные правозащитники. Так ничего не говорится об аваковской инициативе на сайтах Украинского Хельсинкского союза и Харьковской правозащитной группы (ХПГ). Впрочем, это объяснимо, хотя бы отчасти — директор ХПГ Евгений Захаров — соавтор книги Авакова «Ленин с нами».
Во-вторых, на Украине уже сложилась практика, когда положения Конституции откровенно отвергаются в обычных законах. Да и раньше бывали прецеденты, когда КС находил не соответствующими Конституции отдельные правовые нормы. Но тогда практически всегда речь шла о нормах не однозначных. А вот после того как в 2014-м Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС (кстати, 27 июня, в канун Дня конституции), стали игнорироваться положения, которые невозможно двояко толковать, по крайней мере, в здравом уме.
Например, в статье 29 Основного закона Украины ясно написано, что задерживать человека, подозреваемого в преступлении, без санкции суда можно максимум на 72 часа. А как следует из статьи 64, этот срок не может быть увеличен и в условиях военного или чрезвычайного положения. Тем не менее, в августе 2014 Рада внесла в закон «О борьбе с терроризмом» норму, разрешающую превентивное задержание подозреваемых на срок до 30 суток.
Или, как записано в статье 80 Конституции, народные депутаты не несут ответственности за свое голосование. Но в мае 2015 Рада принимает закон, которым запрещает избирать ректорами вузов «бывших или действующих народных депутатов, голосовавших за законы 16 января 2014 года».
Кстати, через два с половиной года эту норму отменил Конституционный суд. Но ведь она действовала. А вот норма о превентивном задержании подозреваемых на месяц продолжает действовать и поныне.