В записи выступления можно увидеть, как горожане танцуют под знакомые с детства ритмы, поют о космосе и дружно бросают мелочь уличным исполнителям, которые не жалели для своего выступления души и драйва. Несмотря на все попытки извести наследие советской эпохи, которые до сих пор предпринимают чиновники и придворные музыканты, оно все равно прорывается наружу — ломая установленные новыми врачами ограничения, и прямые цензурные запреты на содержание советских музыкальных и юмористических программ.
О том, насколько ценят в Украине старую советскую музыку, красноречиво говорит инцидент в галицком поселке Олесько — который случился еще на Рождество, но получил широкую огласку только сейчас. Четверо украинских националистов, среди которых был гражданин Евросоюза, приехали осмотреть местный замок, а затем обосновались для отдыха в кафе, где пел на русском переселенец с Донбасса. Добровольцы потребовали от музыканта исполнять идеологически правильные песни — но на его сторону встали местные жители, которые решили по-свойски проучить наглых пришельцев. Националисты были вооружены — однако это не помогло им в конфликте с толпой, которая быстро выставила приезжих вон.
При этом, парни из Олесько заблаговременно, еще в январе завели дело на агрессивных гостей, подтверждая свою версию происшествия показаниями друзей. В то время как подгулявшие добровольцы только сейчас осознали, что, помимо синяков, им угрожает совершенно осязаемый приговор.
Даже сегодня в этом кафе можно услышать советскую попсу. Ее ставят не ради политики, а для того, чтобы сохранить пережившую все наезды традицию слушать старые любимые песни. Жители города полностью поддерживают в текущем конфликте своих родственников и соседей, а львовский поэт, который приехал в Олесько, чтобы собрать материал в защиту националистических добровольцев, на днях услышал от провинциальных галичан самую настоящую «зраду».
«Здесь нет никакой политики. Всех достала наглость добровольцев, которым наплевать на местные правила, обычаи, традиции. Они пристают ко всем, кто им не понравился, и привыкли нарушать закон, как хотят. Но в этот раз номер не прошел — люди выступили против беспредела, а за размахивание пистолетом в нетрезвом виде придется ответить», — говорят журналистам жители села Олеськи.
Кстати, как оказалось, в репертуаре местного кафе было немало украинских песен, которые исполнял другой музыкант — другое дело, что пьяные националисты элементарно не желали подождать, пока он выйдет «эфир», провоцируя этим никому не нужную конфликтную ситуацию.
О чем же говорит непреходящая мода на полузапрещенную русскоязычную советскую музыку? Несмотря на все усилия пропагандистской машины, которая старательно зачищает культурные пласты прежних эпох и предлагает украинцам отмечать исключительно идеологически правильные праздники, в стране по-прежнему гуляют 23 февраля и 8 марта, в день пограничника и подводника, и в целую кучу других праздничных дат советской эпохи. Что же касается обычной русскоязычной попсы, она все так же звучит в автобусах и маршрутках —а исполнители советского андеграунда стараются включить эти песни в свой текущий репертуар, зная, что на них существует устойчивый спрос.
Так что в ближайшие дни киевляне не раз услышат драйвовую композицию о космосе, который когда-то покорялся списанным ныне в утиль украинским ракетам. Вспомнив о том, что некогда они жили в великой космической стране, от которой осталось сейчас только несколько случайно оброненных нот.