В качестве рекламного агента нового фильма подрабатывал лично президент Порошенко. «Горжусь, что при поддержке государства создается патриотическое качественное кино, на которое зритель идет с удовольствием», — заявлял президент на презентации этого фильма. Однако зритель так и не пошел на него «с удовольствием».
Общий бюджет этого ура-патриотического фильма был 40 млн грн., из них 20 млн было выплачено государством. Режиссер фильма Заза Буадзе гордится тем фактом, что участвовал в АТО, а ранее — в «российско-грузинской войне» в Абхазии. Выбивая средства для финансирования своих провальных проектов, Заза Буадзе хорошо научился вешать украинским чиновникам «лапшу» в стиле сказок Остапа Бендера о Нью-Васюках:
«Украина сейчас — уникальное место в Европе, где строится настоящая большая новая киноиндустрия, и я абсолютно уверен, что потихонечку центр мировой киноиндустрии перейдет сюда», — на полном серьезе говорил режиссер фильма.
Сценарист картины Сергей Дзюба настаивает на том, чтобы этому фильму дали «второй шанс», а отказ со стороны кинотеатров, по его мнению, будет свидетельствовать о «саботаже украинского патриотического кино». Тем не менее, если и существует некий саботаж, то со стороны зрителей, которые упорно игнорируют украинские патриотические «блокбастеры», несмотря на массированную рекламу и запрет российского кино.
О самом фильме достаточно сказать, что он слеплен из шаблонов пропаганды, а его кульминацией является душещипательный момент, когда раненый украинский десантник-патриот при расстреле его «российскими оккупантами» со слезами поет гимн Украины. По сюжету фильма некий российский диверсант, полковник ФСБ с позывным «Ходок», что как бы намекает на «белых ходоков» из «Игры престолов», является «сущим злом во плоти». И вот этот российский диверсант, опьяненный исключительно жаждой насилия и убийств, намерен уничтожить некое село на Донбассе. Однако на его пути становится украинский «Рэмбо», который сам из этого же села, но не приемлет то, что большинство жителей его родного населенного пункта поддерживает «русский мир». В фильме бойцы ДНР — сплошь садисты, которые насилуют женщин и массово расстреливают мирных жителей только ради того, чтобы «подставить» украинскую армию. С этой же целью они регулярно обстреливают подконтрольные им населенные пункты, как это абсурдно ни звучит. Много ли найдется желающих заплатить деньги, чтобы посмотреть эту «развесистую клюкву»?
Даже если на премьеры таких патриотических фильмов массово сгоняют школьников и студентов, это не спасает положение. Например, ранее украинский адвокат Татьяна Монтян рассказывала, как происходила презентация ура-патриотического фильма «Киборги», опубликовав на своей странице в Facebook документ, адресованный Херсонской облгосадминистрации. Согласно тексту документа, все главы городов и райгосадминистраций должны были в обязательном порядке принять участие в просмотре фильма «Киборги», а также «обеспечить прибытие делегаций от районов, городов, объединённых территориальных громад». Татьяна Монтян также утверждала, что ее ребенка, посещающего спортивную школу, как и всех остальных детей этой школы, принудительно «согнали» смотреть фильм «Киборги», потребовав заплатить за это деньги. Тем не менее, «Киборги» тоже оказались провальными.
Однако киевское правительство упорно продолжает из года в год выделять сотни миллионов на фильмы, обреченные на провал, одновременно урезая социальные расходы. Украинский общественный деятель Александр Скубченко, анализируя проект госбюджета на следующий год, отметил несоразмерность сумм, выделенных на украинский кинематограф и жилье для внутренне-перемещенных лиц, то есть людей, которые были либо выселены, либо вынуждены бросить свои дома на подконтрольной Киеву части Донбасса.
«Реализация проекта «Жильё для внутренне-перемещённых лиц» — 10 млн грн. 10 миллионов на жильё на весь год!!! На поддержку кинематографии, например, — 508,3 миллиона. В 50 раз больше. Приоритеты власти войны при молчании оппозиции», — пишет Скубченко.
Иными словами, более полумиллиарда гривен выделяется на то, что заранее обречено на провал и никогда не окупится. Можно напомнить, что все аналогичные патриотические фильмы, снятые после 2014 года, постигла такая же судьба. Не пошел зритель на фильм «Киборги», на который выделили из госбюджета 48 млн грн., а кассовые сборы дали лишь 20 млн. Провалился и фильм «Горькая жатва» режиссера Джорджа Менделюка, снятый на деньги канадской диаспоры при поддержке госбюджета и повествующий о «голодоморе». При бюджете в 20 миллионов долларов он принес только 322 тыс. долларов. Фильм «Красный» (того же режиссера, что снимал и «Позывной Бандерас»), героизирующий «воинов УПА», при бюджете в 20 млн грн. в прокате дал лишь 3 млн грн.
«Моя бабушка Фанни Каплан» в прокате собрал лишь около 340 тыс. грн. при бюджете в 22 млн грн. Патриотический фильм «Незламна» («Несгибаемая») при бюджете 38 млн грн. собрал всего 14 млн грн. Украинские режиссеры обычно объясняют провалы своих картин тем, что им выделили мало денег из бюджета, требуя «голливудских» сумм.
Чуть ли не единственный украинский фильм, окупившийся в прокате и принесший его создателям относительно небольшую прибыль, это «8 лучших свиданий», но это комедия, не затрагивающая политических вопросов, снятая в 2016 году на русском языке и без финансирования из госбюджета. Рекорды посещаемости в октябре этого года бьет фильм «Безумная свадьба» — тоже легкая аполитичная комедия.
Украинцы вообще устали от политики, а кошмаров и ужасов им хватает и в реальной жизни, поэтому люди предпочитают ходить в кино, чтобы просто отдохнуть. Об этом же говорит Робин Грбич, директор компании «Киномания», представляющей Warner Bros. на Украине: «Украинцы не любят ходить в кино, чтобы пугаться, на Украине популярны комедии. В отличие от россиян. Хоррор очень популярен в России».
Однако непопулярность патриотического и националистического кино свидетельствует еще и о том, что процент радикальных националистов, уверовавших в сказки государственной пропаганды, достаточно невысок. Тем не менее, именно это агрессивное меньшинство навязывает украинцам как политическую, так и культурную повестку, определяя, что смотреть и что снимать.
Кому выделять средства из госбюджета на съемки фильма, на Украине решает Госкино. Специальная экспертная комиссия Госкино, куда входят режиссеры, продюсеры, директора телеканалов и кинокритики, рассматривает представленные проекты.
Почему же практически все их решения, мягко говоря, «бьют мимо цели»? Все дело в том, что, исполняя государственный заказ на «подъем патриотизма», они полностью игнорируют вкусы украинских зрителей, ориентируясь лишь на подавляющее меньшинство из числа радикальных националистов. Достаточно сказать, что председателем Госкино и человеком, во многом определяющим политику этого ведомства, является Филипп Ильенко — активист ультраправой партии «Свобода». В этом году украинское Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) сообщало, что председатель Госкино «свободовец» Филипп Ильенко выплачивал крупные «поощрительные» премии своим родственникам, в том числе Марии Ильенко, назначенной в его ведомство руководительницей отдела Госрегулирования киновидеопроката. Денежные поощрения клан Ильенко в данном случае выплачивал сам себе, в том числе и за «хорошую работу» по запрету все новых и новых российских фильмов.
Постоянные провалы украинских патриотических и националистических фильмов говорят не только об определенных вкусах и интересах зрителей, но и том, что украинские деятели культуры зачастую бездарны и варятся в своем узком «патриотическом мирке», производя продукцию для себя и своих друзей. Такая тенденция на украинском «культурном фронте» стала нарастать еще со времен СССР, когда значительная масса бесталанных деятелей культуры старалась присосаться к бюджету, штампуя агитки без оглядки на реакцию публики.
С 1990-х годов украинские деятели культуры стали одними из первых, кто активно продвигал национализм. Им необходима была определенная государственная идеология, которая может стабильно обеспечивать «хлебом насущным» и удалять с рынка иностранных конкурентов, так как конкуренцию могли выдержать лишь талантливые единицы, а на поприще национальной культуры «паслись» сотни тысяч человек. В годы правления Ющенко они получали щедрые средства из госбюджета. В период же правления Януковича сокращение финансирования различных художественных выставок, посвященных «нашим арийским предкам», штампованных портретов Шевченко и прочей «шароварщины» привело этих деятелей культуры на Майдан.
Их расчет в целом был оправдан: из госбюджета теперь щедро платят за любой низкопробный китч, если он прославляет «героев УПА», «героев Майдана» и «героев АТО», при этом в достаточной степени разжигая ненависть к «евреям и коммунистам», то бишь по-современному «к россиянам и коммунистам». И вот теперь эти деятели, присосавшись к госбюджету, просто «пилят бабки».
Ну а то, что подавляющее большинство граждан отказывается употреблять такую низкопробную продукцию, их мало интересует.