Уже в сентябре российское правительство подготовит отчет о перспективах подписания соглашений о свободной торговле с рядом стран, в том числе Венесуэлой, Египтом, Индией, Индонезией, Ираном, Камбоджой и Никарагуа.
Решение расширить клуб «привилегированных» торговых партнеров, особенно в условиях непрекращающихся антироссийских санкций и продолжающегося переформатирования существующих социально-экономических блоков в мире, безусловно, правильное и давно назревшее. Вопрос лишь в том, удастся ли России в полной мере воспользоваться расширением Евразийского экономического пространства и укрепить свою экономику.
Зачем нужна зона
Зона свободной торговли (ЗСТ) — форма экономической интеграции стран, снимающих ограничения на торговлю между собой. Эти государства свободно обмениваются товарами и услугами, но устанавливают независимо друг от друга таможенные тарифы на торговлю с третьими странами.
Наиболее известными ЗСТ в мире являются Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Предполагается, что в подобной зоне взаимный товарно-денежный обмен осуществляется без пошлин, сборов и налогов. При этом на ряд товаров, например сельхозпродукцию и изделия военного назначения, эти правила могут не распространяться.
По сути, свободная экономическая зона — это развитие идеи так называемого благоприятствования во внешней торговле. Следующим шагом (он не обязателен, но оказывается желателен для многих) является создание таможенного союза, при котором все страны-участницы устанавливают единые внешние тарифы и налоги.
Отметим, что Россия с 1 января 2015 года является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят также Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Организация создана на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего с 2001 по 2014 год, и является развитием идеи о зоне свободной торговли, которая последние 25 лет существует на территории стран бывшего СССР под разными названиями.
Уже полтора года ЕАЭС пытается «выйти за рамки» простой ЗСТ, стать важным межгосударственным институтом, не ограничиваясь только вопросами устранения барьеров, препятствующих развитию экономики стран-участниц. Процесс тормозится рядом причин: инвестиционный потенциал экономик государств, входящих в ЕАЭС, пока еще недостаточно силен; многие из стран — членов организации «тянут одеяло на себя», выгадывая преференции для собственных экономик и отказываясь в ряде случае работать на общее благо. Обрушение мировых цен на сырье, нанесшее значительный вред экономикам стран ЕАЭС, также не способствовало интеграционным процессам внутри организации. Да и влияние Китая, к которому тяготеют среднеазиатские страны, не стоит сбрасывать со счетов.
ЕАЭС — привлекательный партнер
Проблем у организации, существующей всего полтора года, немало. Тем не менее ЕАЭС уже пользуется ощутимой популярностью за рубежом. Так, в начале мая 2016 года президент РФ Владимир Путин ратифицировал соглашение о действии зоны свободной торговли между членами организации и Вьетнамом. Соглашение стало первым международным договором о зоне свободной торговли между ЕАЭС и другим государством.
Также Россия ведет переговоры о зонах свободной торговли с Ираном, Египтом и Таиландом. За развитием нового социально-экономического союза пристально и с интересом наблюдают КНР, Индия, Пакистан, Индонезия и другие страны.
Уже в этом году ЕАЭС (читай — Россия) может расширить список государств, с которыми будет создана ЗСТ. В их число может войти Израиль, с премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху в начале июня встречался Владимир Путин. В этом же году, в апреле, РФ начала переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Таиландом. Схема работы будет такой же, как и в случае с Вьетнамом: соглашение предполагает гармонизацию таможенного администрирования, технического регулирования, санитарных норм и достижение договоренности о либерализации торговли услугами, порядке учреждения компаний и защите инвестиций, а также регламентирование движения рабочей силы.
При этом о расширении зоны свободной торговли в Евразии говорится не только в формате «ЕАЭС плюс другие страны». Так, в июне на встрече «Деловой двадцатки» на Петербургском международном экономическом форуме министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) полным ходом идет обсуждение континентальной зоны свободной торговли.
Деление на блоки
В число 12 стран, с которыми Россия вот-вот заключит договор, входят государства, очень разные с точки зрения экономической мощи. С одной стороны находятся КНР, Израиль и Южная Корея, товарооборот с которыми в 2015 году составлял 63,5, 2,3 и 18 млрд долларов США соответственно; с другой — Камбоджа, Венесуэла и Никарагуа, обмен товарами с которыми у РФ настолько мал, что данные о нем даже не публикует в основных документах Федеральная таможенная служба.
Однако именно тот факт, что создавать с Россией свободную торговую зону хотят и «слабые», и «сильные», является свидетельством того, что развитие блока идет в правильном направлении. Всего, как заявил 17 июня Владимир Путин, в сотрудничестве с ЕАЭС уже выразили заинтересованность порядка 40 государств и международных организаций. И, похоже, этот список будет расширяться.
* * *
Идее о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока, которую на протяжении последних пяти лет активно продвигал Кремль, в обозримом будущем воплотиться в жизнь вряд ли суждено. Но в условиях идущего полным ходом переформатирования международных союзов (чего стоит одно расширение Транстихоокеанского партнерства под управлением США в 2015 году, призванное ослабить влияние Китая в регионе), расширение собственной зоны экономического, а позже — и социально-политического влияния, безусловно, пойдет на пользу российской экономике.
Денис Жуйков