С 1 февраля Польша временно отказалась пропускать грузы из РФ через свою территорию — теперь российские дальнобойщики вынуждены, направляясь в Восточную Европу, пересекать границу между Закарпатьем, Словакией и Венгрией. И украинские националисты не смогли не воспользоваться такой чудесной возможностью напакостить.
Знакомые все лица
Бессрочная «Медвежья блокада» — это не редакционная шутка, это официальное название акции. Акция, начинавшаяся в Закарпатской и Волынской областях, активно поддержана в Ровно, во Львове и в Закарпатье. Останавливать российских грузоперевозчиков взялись «бойцы» признанных экстремистскими и запрещенными в РФ «Правого сектора», «Айдара», «Азова», батальона «Донбасс», «Карпатской сечи», члены Союза участников боевых действий в АТО «Побратимы Украины». В общем, те, кому «куда угодно, лишь бы не на фронт», но потрясти оружием и подзаработать денег хочется.
Тот факт, что никакого законодательного основания для задержания российских грузовиков нет, никого не смущает. Только за одну ночь на трассе Киев — Чоп «активисты» не позволили проехать 10 дальнобойщикам, утром развернули обратно еще две машины.
— Что везут эти автомобили, никто не знает. Транспорт идет транзитом, таможенники не имеют права его открывать, — возмущается представитель «Автомайдана Украины» Дмитро Василенко.
Полицейские в ситуацию подчеркнуто не вмешиваются.
Убытки-то какие!
«Куплю билет — на радость маме, пойду пешком — назло кондуктору…»
Организованная экстремистским «Правым сектором» при поддержке маргиналов из так называемого крымскотатарского Меджлиса экономическая и энергетическая блокада Крыма уже принесла самой Украине около 700 миллионов долларов невосполнимых убытков.
И, похоже, украинским властям это… понравилось! Продолжающаяся вторые сутки блокада дорог в приграничной зоне украинской экономике также только в минус. Ведь к потерям украинского экспорта добавится угробленный транзит. И маячит вероятность ответного хода.
Это, кстати, прекрасно понимают украинские коллеги российских дальнобойщиков. На второй день блокады перевозчики Закарпатья, как корректно сообщили в новостях, «вступили в конфликт с общественными активистами». Водители грузовиков — люди трезвомыслящие, и хорошо представляют себе, что будет, если Россия примет решение не пропускать украинский грузовой транспорт через свою территорию, и тогда уже на российско-украинской границе зависнут фуры с товарами из ЕС…
Об имиджевых потерях умолчим — до репутации ли теперь…
— У нас же нет разорванных рыночных отношений с Россией (да и вообще никаких), ни с другими странами. На границу в страну их впустили. Где факты, что Польша их не пустила? Только недоверие от стран Европы получим, а ведь мы так просились в зону свободной торговли… Нужно без эмоций подумать, во что нам все это обойдется. Если я не права, покажите документы: где факты, что фуры на Украину заехали незаконно. Но тогда нужно заняться таможенниками и пограничниками. А вообще, претензии не там, не к простым водителям фур… — пишет одна из жительниц Закарпатья, участвующая в дискуссии в интернете.
Но робкие попытки умственной деятельности (например, вопрос — а кто будет возмещать убытки европейским получателям грузов? А вдруг с нас (с нас!) потребуют компенсации за ущерб, за испорченный товар?) участниками «Медвежьей блокады» отметаются с апломбом. «А нас-то за что?» — это извечное самооправдание всех погромщиков.
А между тем, вопросы-то девушка задает правильные. И разрешение Мининфраструктуры у грузовиков есть…
Все пиар, кроме некролога
Поразительно, но местные власти из-за ситуации на трассах не грустят. Очередная возможность напомнить о себе и для действующего губернатора Закарпатья Геннадия Москаля (еще недавно с энтузиазмом исполнявшего функции капо на Луганщине), и для ревниво отслеживающего его промахи экс-губернатора Виктора Балоги намного важнее, чем решение реальных проблем региона.
— Общественные активисты выражают позицию, на которую имеют право, — защищает «блокадников» Москаль. — Я готовлю обращение в Кабмин, который должен высказать по этому поводу свою принципиальную позицию и оформить ее в виде соответствующих нормативно-правовых актов. Или мы с Россией воюем, или торгуем.
Транзит коммерческого автотранспорта из «страны-агрессора» должен быть официально запрещен, уверен Москаль.
— Власть всегда найдет 100 причин, почему запретить транзит российских товаров по нашей территории невозможно. Однако для простых людей есть одна причина, которая побуждает их к решительным действиям в подобных случаях. Эта причина — национальное достоинство, — вторит ему Балога.
Отдельное спасибо от поляков
Соль всей истории в том, что никаких ограничений на транзит грузов из России Польша не вводила. Действительно имеет место временный запрет — поскольку стороны обсуждают новые правила грузоперевозок. Срок действовавшего разрешения истек 1 февраля, новое — в процессе обсуждения. И пока есть время на внесение изменений, польская сторона требует от РФ уменьшить штрафы за нарушение правил международных автоперевозок, снизить квоту для машин из России до 20 тысяч фур, а себе, наоборот, пытается выторговать увеличение до 100 тысяч грузовых авто в год.
Что ж, теперь, благодаря услужливости украинцев, которые позволяют использовать себя в чужой бизнес-игре, у поляков на переговорах с Россией появилась возможность для легкого шантажа. Dziękuję bardzo!
Так кто здесь власть?
Это мы выясним в понедельник.
15 февраля — такой срок украинский кабинет министров отвел властным структурам (МВД, МИД, Мининфраструктуры и Минэкономики) на то, чтобы найти решение ситуации с российскими грузовиками в Закарпатской и Волынской областях. Мининфраструктуры, правда, уже умыло руки: как заявила замминистра Оксана Рейтер, у ведомства «нет компетенции реагировать на акции общественных активистов». И вообще, по мнению высокопоставленной чиновницы, происходящее на приграничных трассах — «нормальная реакция на вид российского флага». Хотя формально, признает госпожа Рейтер, блокада — действительно правонарушение…
Забавно, но уложиться в те же сроки предлагают и организаторы «Медвежьей блокады». До 15 февраля власти в центре должны, согласно их требованию, «на законодательном уровне принять решение о запрете торговой деятельности России на территории Украины», ввести запрет на размещение бизнеса «оккупанта» на украинской земле, въезд и транзит через Украину грузового российского транспорта.
Срок окончания ультиматума, выдвинутого «Правым сектором», — вечер 15 февраля. Не выразит правительство Украины единодушия с националистами — «украинский народ заполонит все дороги страны»…
Промежуточный результат
Утром 13 февраля с Украины поступила информация о том, что «инцидентов с блокированием российских фур на въезде в Закарпатье удалось избежать» — семь российских фур добрались до границы под конвоем полиции. Видимо, спохватившись и взвесив все «про» и «контра», украинские власти все-таки решили не наступать на собственные грабли.
Но памятуя о том, как начинались и как развивались события вокруг блокады Крыма (и о том, что правосеки «Медвежью блокаду» обозначили как бессрочную), думается, не стоит испытывать особого оптимизма. Доживем, знаете ли, до понедельника.
Лидия Григорьева