Шансов на то, что до конца ноября эти средства будут — нет. Поскольку от момента принятия решения руководством Фонда до фактической передачи векселя на эмитируемые МВФ квази-деньги украинскому правительству обычно проходит не меньше месяца.
Это не единственная причина, по которой Фонд может отказать Кабмину в новой порции займа. Сильное негодование МВФ вызывает и попытка нескольких десятков народных депутатов при полной поддержке профильного Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики провести реальную налоговую реформу.
Реформу, которая при всех замечаниях к ней, может стать основой для снижения коррупции и вывода из тени части экономики Украины. Предложенный Комитетом законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26.10.2015 уже стал объектом прицельной критики всевозможных грантоедов при тотальной поддержке чиновников.
Сам же Фонд, устами своего представителя, высказался не менее жестко.
«По нашей оценке законопроекта, зарегистрированного в парламенте в прошлый понедельник, он приведет к сокращению налоговых поступлений на 9-10% ВВП. Это гигантская сумма. В международном сопоставлении она почти беспрецедентная, если принимать во внимание потерю поступлений в течение одного года.
Трудно представить, как можно позволить себе такую цену без масштабных компенсационных мероприятий в бюджете 2016 года, который и без этих событий теряет временные доходы, имевшие место в этом году, и должен профинансировать важные приоритетные расходы. Таким образом, мы, как партнеры Украины, не можем поддержать проект налоговой реформы в таком ее виде», — заявил официальный представитель МВФ Жером Ваше.
Это более чем прозрачный намек на то, что при условии принятия данного законопроекта в противовес рекомендованному МВФ и подготовленному Минфином собственным вариантом «налоговой реформы», денег на возможное покрытие бюджетного дефицита в будущем году Фонд не даст. Скорее всего, именно это и имел в виду Ж.Ваше, когда говорил о «сокращении поступлений на 9-10% ВВП».
По давней традиции, «икспёрды» Фонда не умеют считать и очень вольно обращаются с цифрами. 9-10% ВВП — это примерно $7-8 млрд, на которые Украины могла бы рассчитывать от Фонда. И именно их она может недополучить. А вот недостача 160-200 млрд грн (в зависимости от курса) налоговых поступлений — это треть бюджета Украины. И к таким последствиям может привести не реформа, а как раз её отсутствие.
Впрочем, реализация норм законопроекта №3357 в нынешних условиях возможна разве что в случае, если Н.Южанина переместится из кресла главы Комитета в кресло руководителя Минфина. Что, покамест, маловероятно.
Возможное отсутствие средств от МВФ является одной из самых позитивных новостей для экономики Украины в этом году. Но самым замечательным событием был бы полный отказ от использования не столько кредитных ресурсов МВФ, сколько от попыток имплементации глупейших и разрушительных для бизнеса и социальной сферы «рецептов» горе-экономистов Фонда.
К числу хороших новостей можно также отнести и информацию об отказе Евросоюза (пока непонятно временного или постоянного) финансировать очередную показуху за счет налогоплательщиков ЕС. Представительство Европейского союза сообщило украинской власти, а также комиссии по отбору кандидатов на должность антикоррупционного прокурора, о том, что ЕС утратил доверие к процессу создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры и пока воздерживается от его финансирования.
Похоже, до европейцев начало доходить, что борьбу с коррупцией украинцы должны вести самостоятельно. Очень хотелось бы на это надеяться. Ведь чем меньше внешнего финансирования получит Украина, тем больше шансов на реформы. И никак иначе.
Юрий Гаврилечко